Лариса Никишина
Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина
▼ Скачать + Заказать документы
Иван Яковлевич Билибин
Изучая сказки А. С. Пушкина, мы обращаем внимание детей на иллюстрации к сказкам. Знакомство с творчеством Ивана Билибина позволяет приобщить дошкольников к национальному художественному наследию.
Публикация «Сказки А, С, Пушкина в иллюстрациях И, Я, Билибина» размещена в разделах
Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства. Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А. С. Пушкина, воссоздающие красочный мир отечественной старины и фольклора. Произведения Билибина хранятся в Государственном Русском музее и во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве, во многих государственных и частных собраниях России и за рубежом.
Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905—1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.
Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть.
В акварели, иллюстрирующей прием Салтаном корабельщиков, пространство “сцены” перспективно уходит в глубину, а на переднем плане чинно восседает на троне царь с приближенными. В церемонном поклоне склоняются перед ним гости. Они справа налево, один за другим, так, чтобы не столько царю, сколько нам удобно было их рассматривать, выдвигаются на середину сцены. Парчовые, бархатные их наряды, крупный орнамент драгоценных тканей превращают передний план в какой-то движущийся ковер.
Ещё в большей степени театрализована иллюстрация к заключительной сцене пира. Её центром является плоскость изразцового пола царской трапезной. Сходящимися в глубину линиями стоят стрельцы с бердышами. Задний план замыкается вышитой скатертью, столом, за которым сидит вся царская семья. Внимание привлекает только сидящий на полу и играющий с кошкой боярин.
Возможно, это образ рассказчика, который заключает сказку традиционной концовкой.
Я там был: мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)
https://skaz-pushkina.ru/ill_1.html
https://peressa2009.narod2.ru/illyustratori/bilibin_illyustratsii_k_skazkam/
Презентацию о творчестве И. Я. Билибина можно посмотреть здесь
https://www.maam.ru/catalog/item341.html