Лучший педагог года

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

Зарина Шовалиева
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

«Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок значит ты воспитатель».

Ш. Летурно

Цель: Показать актуальность использование метода «сказкотерапии» как здоровьесберегающей технологии на основе представления опыта педагогической деятельности в детском саду.

Актуальность.

Публикация «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах

Время прогрессирующих информационных технологий влияет на жизнеспособность общества его развитие и становление мировоззренческих взглядов. Образовательная система ДО призвана обеспечить социальную адаптацию детей к жизни в социуме. Одним из направлений решения главной задачи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является сказкотерапия. В свою очередь сказка как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

Сказка нацелена на развитие самосознания ребенка, обеспечивающая контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

«Сказкотерапия» – лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. В свою очередь психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

Преимущества использования данного метода, по мнению специалистов, заключается в следующем: «Сказкотерапию» следует рассматривать как здоровьесберегающий элемент. Разноплановые мероприятия с его использованием позволяют решить многочисленные воспитательно – образовательные задачи ДО. Скорректировать возникающие проблемы, ситуации связанные не только с психологическим здоровьем и неадекватными психоэмоциональными проявлениями и наклонностями ребенка, но и с физическим его развитием. Именно в психофизиологическую основу развития ребенка безболезненно ложится сказка, как лекарство для души человека. Неся в себе большой воспитательный потенциал, развивая, и обогащая внутренний мир детей. Она служит раскрытием его многогранной уникальной личности, обеспечивая его духовно – нравственное становление.

Новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Использования в образовательном процессе метода сказкотерапии, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает внутренние самоограничения.

Основными задачами сказкотерапии являются :

1. Становление социальной адаптации;

2. Формирование позитивной модели поведения в реальной жизни и конструктивных межличностных отношений;

3. Развитие познавательной активности, стремление к успеху и веры в свои силы;

4. Воспитание патриотических качеств и становление гражданской позиции.

Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы. И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает. и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи! Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Актуальность и преимущества метода сказкотерапии подтолкнуло меня изучить и применить его в воспитательно - образовательной работе с детьми.

Целью моей работы стало:

Использование метода сказкотерапии в психокоррекционно- развивающей работе с детьми в системе здоровьесбережения. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

• Формирование психологического здоровья, основ нравственного сознания, самосознание ребенка;

• Знакомство с культурой разных народов и сохранение народных традиций;

• Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка;

• Развитие речевого творчества и воображение ребенка;

Важная роль в основе моей деятельности отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию воображения и творческого потенциала, умение управлять своим поведением и эмоциональными проявлениями, а воспитательно – образовательный процесс организуется с учётом интересов и потребностей ребенка.

Сказкотерапия - это игра с душой ребенка с его эмоциональными проявлениями через чуткий внутренний мир, это избавление личности от внутренних психологических барьеров. Как говорилось выше, основная миссия сказкотерапии в системе здоровьесбережения заключается не только в его терапевтическом назначении, но и в физическом.

Основным правилом проведения сказкотерапии это создание положительной психологической атмосферы занятий и добровольное участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Здесь важно найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае использую образный текст, частушки, небылицы; в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Исходя из практического опыта, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей начинаю проводить сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение. При этом стараюсь дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии детей сначала знакомлю со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

Большое внимание в своей работе уделяю двигательной активности детей. Усталость после многократного выполнения психогимнастичстических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки предлагаю, фантазирование по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

В играх поощряю самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. По окончанию сказкотерапии обсуждаем, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенок затрудняется формулировать связное сообщение по памяти, я ему помогаю посредством наводящих вопросов.

Между сеансами сказкотерапии обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам стараюсь распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии предлагаю в этюдах изобразить отрицательные черты характера, составляю комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии выявились следующие возможности работы со сказкой :

. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребенка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

. Творческая работа по мотивам сказки :

-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

-Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

-Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

-Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки.

Сказкотерапия вводит ребенка в сложный мир человеческих отношений, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии дополнительно решаются определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Функции сказок :

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о постановке целей;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки) .

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

• как прощать.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

3. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

4. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

5. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок».

6. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

7. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

8. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.

9. Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

10. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психокоррекционную просто читаю ребенку, не обсуждая. Давая ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные используемые методы в сказкотерапии :

Рассказывание сказки.

• Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

• Сочинение сказки.

• Изготовление кукол.

• Постановка сказки

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего, заботиться о своих друзьях.

- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

- У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.) .

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) :

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

• Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Также во время работы со сказкой, я использую методы и приё мы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие, приемы бумаготерапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

Систематическое использование сказкотерапии позволило мне научить детей управлять своими негативными эмоциями и их проявлениями с целью «не навреди» окружающим, что, на мой взгляд, является значимым результатом моей деятельности.

Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Одна из главных функций сказкотерапии заключается в хранении опыта, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Публикации по теме:

Арт-терапия как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми Сообщение на тему: «Арт-терапия – коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми» Слайд 2-3. Здоровье - это состояние полного.

Цветотерапия как инновационная здоровьесберегающая технология С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных.

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология 1 сл. Дыхательная гимнастика - как здоровьесберегающая технология 2 сл. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат.

Консультация «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология» В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Каждый.

Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Уважаемые коллеги! - Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель.

Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ»Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Автор: воспитатель Одинцова Е. В. Общие.

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в нашей группеПесочная терапия как здоровьесберегающая технология в нашей группе В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического.

Проект «Здоровьесберегающая технология Су-Джок терапия» Тема проекта: «Здоровьесберегающая технология – Су-Джок терапия». Цели: - развитие познавательных процессов: зрительной памяти, внимания,.

Здоровьесберегающая технология — пальчиковая гимнастика Здоровьесберегающая технология Пальчиковая гимнастика Введение. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Здоровьесберегающая технология «Сказкотерапия» Один из видов здоровьесберегающей деятельности Сказкотерапия Особенности сказкотерапии с детьми По мнению ряда авторов: Савченко С. Ф. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология
Опубликовано: 1 сентября 2019 в 15:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД