Марина Черникова
Конспект занятия. Сказочный образ Бабы Яги
▼ Скачать + Заказать документы
Черникова Марина Николаевна, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель», г. Старый Оскол
Тема «Сказочный образ Бабы-Яги».
Программное содержание: учить детей определять настроение и характер художественного образа Бабы-Яги и восприятия произведений изобразительного искусства; учить сравнивать изобразительное произведение с описанием сказочного образа; формировать умение выражать характер сказочного образа через средства изобразительного творчества (рисования); развивать интерес к русским сказкам, развивать воображение, творческие способности, воспитывать желание читать сказки, понимать их глубокий смысл, любовь к искусству.
Публикация «Конспект занятия, Сказочный образ Бабы Яги» размещена в разделах
Наглядный материал: иллюстрации картин художника Ю. Васнецова к сказкам; книга сказок А. Пушкина; куклы Иванушки и Бабы-Яги; клубочек; материал к рисованию; портрет Бабы-Яги; сказочный дом на «курьих ножках», иллюстрации к сказкам.
Ход занятия :
- Посмотрите, какая красивая книга? В этой книге живут сказки?
- Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (ответы)
- А вы любите сказки? (Почему)
- Они учат в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки, желания и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
- Дети, а кто сочинил, придумал русские, народные сказки? (народ)
Воспитатель: Да, ребята, когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давно, из поколения в поколение, люди передавали их друг другу.
- А вы знаете, как они их придумывали?
- Люди рассказывали их своим детям, а их дети своим детям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимают мультфильмы.
- Ребята, еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила» (читает об избушке на «курьих ножках»);
- Ребята, скажите, какие вы знаете русские народные сказки? (Дети отвечают).
- Ребята, давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». Ответы детей.
- Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр и в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку. И добро твое умножится и вернется к тебе.
- Ребята, что случилось с Иванушкой в сказке «Гуси-лебеди»? (Его похитила Баба-Яга);
- Ребята, давайте отправимся в сказку и спасем Иванушку от Бабы-Яги, а для этого нам нужно все узнать о Бабе-Яге. Вы готовы? Сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации к сказкам. Сказку можно написать не только в прозе и в стихах, но и представить в произведениях живописи. Эти иллюстрации написал известный художник Ю. Васнецов.
- Посмотрите, как он изобразил избушку с Бабою-Ягой к сказке «Гуси-лебеди».
- Какое настроение хотел передать художник? (Страшное, настороженное настроение).
- Давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине? (темный, густой, дремучий).
- Я согласна, избушку окружает густой, дремучий лес. Деревья темные. Листик не шелохнется, птица не пролетит. Какие краски использовал художник?
- Как он передал сказочность, необычность избушки? Как вы думаете, кто живет в этой избушке? (Баба-Яга).
- Какой характер Бабы-Яги описывается в русских сказках? (Злой, обманчивый, страшный).
- А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев, который собирал и писал русские сказки, описал образ Бабы-Яги :
- Баба-Яга вышла во двор, свистнула, перед ней появилась ступа и помело. Баба-Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает, да как закричит: - Фу-фу, русским духом пахнет? Какая здесь описана Баба-Яга (страшная, громкогласная, злая).
- Давайте, ребята, посмотрим еще одну иллюстрацию к сказке «Баба-Яга» Ю. Черемных. - Скажите, что делает на этой картине она? Какая здесь изображена Баба-Яга (Лохматая, злющая, взъерошенная).
- Как вы догадались, что она злющая?
- Как художник помог это понять? (ответы детей).
Физкультминутка
- Приходит (кукла Баба-Яга) фу-фу русским духом пахнет. – Я услыхала, что вы здесь обо мне говорите, я обиделась на вас.
- Не обижайся Бабулечка, поиграй с ребятами в «Пятнашки в кругу». Играющие становятся за линию круга. Баба-Яга с метлой в центре. После слов:
Баба-Яга, костяная нога,
С печки упала,
Ножку сломала,
Вышла на улицу,
Раздавила курицу,
Раз-два-три-лови.
Дети перепрыгивают через круг и обратно, стараясь, чтобы Баба-Яга не коснулась метлой. Если коснулась кого-либо из игроков, то они выходят из игры и выполняют задания (5 приседаний, 5 хлопков и т. д.).
Воспитатель: Да, мы с вами определили характер Бабы-Яги, как ее изобразили поэты, сказочники, художники. А теперь, Бабушка-Яга, хочешь, мы сейчас нарисуем твой портрет? (дети садятся за столы и схематически карандашом изображают портрет Бабы-Яги).
- Как вы думаете, какой образ Бабы-Яги у нас получился? Произошло чудо - Баба-Яга стала доброй. Это мы видим на портрете. Как вы думаете, почему у нас получился портрет Доброй Бабы-Яги? (Потому что лицо у нее доброе, улыбка на губах). Ребята, самая добрая Баба-Яга всем помогает, награждает добрых и наказывает злых.
Баба-Яга: Спасибо вам, ребята, за этот портрет, он мне очень понравился и за это я вам дам волшебный клубочек. Этот клубочек покажет вам правильную дорогу, чтобы вы не заблудились и нашли Ванюшку из сказки «Гуси-лебеди».
Дети идут за клубочком и находят Иванушку в избушке. Иванушка всех благодарит.