Наталия Загурская
Скоро в школу. Увлекательно тренируем пальчики и руку
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро в школу. Увлекательно тренируем пальчики и руку
Концепция программы «Детство» заключается в развитии личности ребенка и строится на развивающем обучении. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества.
Сегодня вопрос о художественном детском творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Как правильно заметил выдающий ученый педагог Л С Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению»,- следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие.
Публикация «Скоро в школу, Увлекательно тренируем пальчики и руку» размещена в разделах
Художественно-эстетическая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой т взрослыми. Кроме того, она выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Человек будущего должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Это и обуславливает программа «Детство».
Через художественно-трудовое развитие ребенок познает мир, увлекательно тренирует пальчики и руку, а главное что дети видят постоянно результат своего труда
Цель художественно-трудового развития детей - пробудить активность детей, стимулировать воображение, возможность общаться без слов, приобретение опыта, координации зрения и руки, желание включаться в творческую деятельность. Радость труда - одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей - наша с вами задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей в школе. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Начало развития мышления даст рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самых мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-то предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучат. Обследует предметы:
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов
3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности Формы и т. д.
4. Надавливание даст возможность определить мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогает распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала. Например, на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, бархатная и т. д. Если предмет не помещается в руке, переходим к двуручному ощупыванию-осязанию: одной рукой его держим, фиксируем, а другой - исследуем.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми восприятиями в сложные интегрированные образы и представления.
Мы поговорим с вами о ручном художественном труде в дошкольном учреждении, работе с бумагой /оригами/. Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и т. д., учат определять ее качество. Дети узнают, что бумага бывает всевозможных цветов и различной по фактуре: блестящей, глянцевой, матовой, гладкой, шероховатой, тонкой, толстой на ощупь, плотной или рыхлой на разрыв, промокательной и водонепроницаемой. Так рыхлая бумага мягкая, легко обрывается пальцами. Края при этом получаются махровыми, неровными. Следовательно, ее нельзя использовать, например, для поделки игрушек, предназначенных для игр с водой, песком, потому – что игрушки быстро деформируются, намокают, тонут в воде, распадаются и разрываются на ветру и во время игр с песком. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т. д.
Но мало кто из детей знает, что перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей - дошкольников. Бумага самый доступный и близкий детям материал, который есть в любом доме, а обработка его не доставляет никаких трудностей, работа всегда заканчивается определенным результатом. Оригами - это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. В процессе складывания дети решают очень серьезные математические задачи: находят параллели диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить все живое.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам,
по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги, подравнивая стороны к противоположным углам. Все действия обозначены условными значками, стрелками. Для полного запоминания ребенком последовательности сборки игрушки необходимо осуществлять показ изготовления игрушки несколько раз. При необходимости линии сгиба можно пометить карандашом. Схема (пооперационная карта) каждой модели по принципу: одно действие – один рисунок. Покажите ему, как следует собрать поделку, предложите готовую поделку разобрать и собрать самостоятельно или сделать вместе с вами.
Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформление уголка, участка д/сада или подарены на день рождение, к празднику своим родителям, друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка действует. Вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолет летит, лягушка прыгает и т. д. Так, через различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применении различных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операции, активно стремиться к получению положительного результата. Содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Возможность же изготавливать поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремиться сделать ее наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделке, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр. Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они изучают такие способы обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать их, скреплять на поверхности поделки.
Детей учим правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определенном порядке: не разбрасывать, класть на подставку и брать по мере надобности, заготовки бумаги хранить в конвертах, а обрезки складывать в специально сделанные для этого коробочки, после работы все вымыть, просушить, сложить на место. Ребенок овладевает умением в точной последовательности выполнять задания, особенно при составлении тематических, декоративных композиций: сначала делают основу, используя знакомые приемы (рисования, аппликация, затем изготавливают фигуры, вырезают и наклеивают детали, а потом прикрепляют их на фон.
Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем более сложных по способам изображения изделий.
Уроки фантазии становятся для ребенка уроками мастерства, терпения, аккуратности. Они насыщают, разнообразят его общение с вами и ваше общение с ним, показывая, как много интересного может таить в себе самая простая вещь, если к ней прикоснутся умелые руки. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительного искусства в школе.