Лучший педагог года

Славянская тряпичная кукла — история возникновения

Соболева Анна
Славянская тряпичная кукла — история возникновения

«Славянская тряпичная кукла – история возникновения».

„Одни только дети знают, чего ищут.

Они отдают всю душу тряпичной кукле,

и она становится им очень-очень дорога,

и если ее у них отнимут, дети плачут…“

Антуан де Сент-Экзюпери

Актуальность темы. Условия возникновения

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.

Публикация «Славянская тряпичная кукла — история возникновения» размещена в разделах

Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, фольклору, декоративно-прикладному творчеству, национальному своеобразию обрядов и народным ремеслам. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности.

По мнению доктора педагогических наук И. А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее мастерство, умение. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились прясть, шить, вышивать. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице.

На протяжении всей жизни наших предков технологии изготовления кукол оберегов переходили из поколения в поколение. Куклы могли выглядеть по-разному, но приёмы их изготовления одинаковые.

Мир меняется - значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Это особенно актуально в век компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками крестьянской России, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе - актуальная задача.

История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет та, которая сделана своими руками.

Опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.

Моя работа направлена на изучение изготовления народной тряпичной куклы, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к волшебному миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.

Новизна педагогического опыта. При проведении непосредственно образовательной деятельности я использую элементы музейной педагогики. Организую работу по формированию уважительного отношения детей и взрослых к русской народной культуре и традициям.

Основными источниками новой информации для детей является рассказ, беседа, рассматривание памятников истории и культуры. Познакомились с историей русского народного костюма, в том числе с костюмами корякского народа.

Технология педагогического опыта. Главной целью работы является создание условий для становления личности человека, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа, приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края путем изготовления традиционной русской куклы.

Для осуществления работы были поставлены следующие задачи:

• воспитывать интерес и уважение к народным традициям, к славянской мягкой игрушке;

• развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость;

• формировать патриотические и нравственно - эстетические чувства;

• знакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой;

• совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные способности детей.

Содержание опыта. Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа.

Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол. Прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению изделия, демонстрирую детям образец, обсуждается конструкция в целом и отдельные ее части, знакомлю с используемым материалом.

Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например:

беседа;

подготовка ткани;

продумывание конструкции куклы;

изготовление тела куклы, костюма;

декоративное оформление.

Мой педагогический опыт по данной теме можно разделить на несколько этапов. На первом этапе была подобрана и изучена литература о народной кукле, о русском костюме, о традициях крестьянской избы, опрос детей и анкетирование родителей. На следующем этапе было создано перспективное планирование и начата работа. Проводились беседы о традициях русского народа, о народных промыслах. Дети знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении для мини-музея в группе. Обсуждалась история каждой куклы, разучивались пословицы и поговорки, народные игры. Дети с удовольствием участвовали в создании кукол. И сейчас продолжается работа. Мы знакомимся с новыми куклами, составляем композиции из тряпичных игрушек, репетируем новые фольклорные обряды и даже сказки. В дальнейшем планирую вместе с детьми снять короткометражный мультфильм.

Результативность педагогического опыта. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения выставок, дети не только научились изготавливать народные куклы, но и получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании.

Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.

Хотелось бы закончить прекрасным стихотворением:

С чего начинается девочка?

С мамы и с бабушки старенькой,

С песенки доброй и сказочки,

С куклы-мотанки маленькой.

Её смастерили из тряпочек,

С исподней рубахи поношенной.

Она получилась махонькой,

Но до чего ж хорошенькой.

Автор: Татьяна Кирюшатова

Информационные ресурсы:

1. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб, «Паритет», 2003 г.

2. Лисова К. Л. Народоведение – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Интернет – ресурсы:

4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г. 5. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/

5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками. : Москва

Тряпичная народная кукла: www.kukla-dusha.net

Славянская кукла: www.slavakukla.ru

Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru.

Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru

Приложение

приложения 1

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Обрядовые куклы

1. Мамушка

2. Свадебная (Неразлучники)

3. Масленница

4. Пеленашка

5. Желанница

. Обереговые куклы

1. Северная Берегиня

2. День - Ночь

3. Подорожница

4. Кубышка - травница

5. Желанница

6. Благополучница

7. Колокольчик

8. Зерновушка (Крупеничка)

9. Мотанка

10. Колокольчик

11. Стригушка

. Игровые куклы

1. Малышок-голышок

2. Зайчик на пальчик

3. Столбушка

Приложение 2

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ

ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

1. Вводная часть. Прежде чем приступить к заданию, необходимо сформулировать цель работы. Мыслительную деятельность детей нужно направлять на процесс поиска оптимального оригинального решения учебной задачи. Это активизирует мышление, повышает внимание.

2. Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народной тряпичной куклы, а также с перечнем материалов и их свойствами. Совместно с детьми следует определить последовательность ведения работы.

3. Изготовление основы куклы. Работа по изготовлению куклы может проходить как в репродуктивном режиме – в процессе поэтапного показа последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе использования усвоенных технологий.

4. Создание костюма куклы. В традиционной тряпичной кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Костюм куклы всегда состоял из отдельных частей. Создание костюма начинается с оформления рубахи, деталей, производится «на глаз» методом наложения выбранной ткани на туловище, как делали это народные мастера. Можно было обмерить туловище по линии груди и линии талии, измерить высоту туловища, сделать припуски на швы и подгибку и выкроить деталь. На первых этапах работы детали должны быть просты, соответствовать простым геометрическим формам.

5. Оформление куклы.

Оформление куклы включает выполнение волос (парика, головного убора, мелких деталей и украшений. Куклам-крестьянкам можно надеть несколько ниток бус, серьги. Наиболее распространенные способы декорирования кукольного костюма – вышивка.

6. Итог занятия. В конце занятия организуется просмотр, анализ продуктов детского творчества, рефлексия и уборка рабочего места. Детям целесообразно задать следующие вопросы:

Что вы запомнили из рассказа о кукле?

Что чувствовали при изготовлении куклы?

Какая кукла понравилась и почему?

Есть ли в ней настроение, характер?

ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Традиционных русских тряпичных кукол можно разделить по назначению (таблица 1, по способу изготовления (таблица 2); по образу (таблица 3).

Кроме того, куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые - названия говорят сами за себя.

Таблица 1

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

Игровые: Столбушки Малышок-голышок Зайчик на пальчик

Обереговые: День и Ночь Кубышка-Травница Пеленашка

Северная берегиня Мамушка Неразлучники День - Ночь

Зерновушка (Крупеничка) Мотанка Подорожница

Обрядовые: Масленица Желанница Колокольчик Желанница

Таблица 2

Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы - 2 прямоугольника Пасха, Неразлучники, Десятиручка, Веснянка, Свадебная

Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь День и Ночь, Колокольчик, Покосница, Закрутка, Бессонница,

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани Столбушка, Баба-Берегиня, Лихоманки

Куклы, в основе которых мешочек Зольная, Зернушка, Крупеничка

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований

Великдня. Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда, утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям: Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год. Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше. Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года). Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам). Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Таблица 3

Виды семейных обрядовых кукол

Обряды Куклы

Родильный

Пеленашка, Куватка, закрутки

Свадебный Свадебная на каравай, Неразлучники, Зольная, Закрутка, Утешительница, Свадебная, Пеленашка

Погребальный

Закрутки и др.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. При изготовлении обрядовых кукол соблюдались строгие правила, так же как при изготовлении оберегов.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ ТРЯПИЧНЫМИ КУКЛАМИ

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

• Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

• Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

• Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

• Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

• Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

• Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.

• Дать знания по использованию схем при работе по изготовлению кукол.

• Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно- продуктивной деятельности.

• Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

• Дети должны знать общие сведения о народных ремеслах, обрядах и традициях, историю народной тряпичной к грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Русская культура сильна своими традициями, и сегодня утратилась духовная ценность традиционной куклы и ее красная способность дарить детям радость. Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются:

• постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего ребенку овладевать художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества дает возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;

• поставленные цели и задачи должны корригироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различия природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребенка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;

• поэтапное формирование художественно - творческих способностей (Л. С. Выготский, П. Л. Гальперин)

• обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;

• принцип учета реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;

• принцип ориентации на потребности общества и личности ребенка;

• единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;

• постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно- прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений. Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.

Проект «Народная тряпичная кукла» для детей старшего дошкольного возраста

С куклами возиться - бытию учиться!

Народная мудрость.

Крестьяне очень трепетно относились к процессам посева и уборки зерновых. Ведь от того, какой урожай получала семья, зависело ее благополучие и то, как она переживет суровую зиму. По этой причине славяне еще с языческих времен придумали шить куклу, которую туго набивали крупой. Изначально это была кормилица греча, затем к ней добавились наиболее востребованные у крестьян овес, рожь, горох. Именно ими обычно засевали простые люди свои поля и ими же питались всю зиму. Хотя в зажиточных семьях водились и более дорогие пшеничка или рис, которые, соответственно, и составляли нутро

Зерновушки

. Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-творческий

По продолжительности долгосрочный

По количеству участников групповой

Форма представления: презентация

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины:

1. Незнание истории возникновения народной куклы.

2. Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.

3. Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

4. Слабое умение работать с разными видами ткани и нитками.

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.

Цель:приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения народной тряпичной куклы.

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм и т. д.

4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели).

Что знаю?

1. Народных кукол: масленица, чучело огородное.

2. Историю возникновения народной куклы. Что хочу узнать?

3. Какие еще есть народные куклы.

4. Как сделать самостоятельно куклу.

5. Можно ли играть с такими куклами. Как узнать?

6. Найти в книгах, в электронных носителях, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта

1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.

2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.

3. Выбор форм работы с родителями.

4. Выбор основных мероприятий.

5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной)

1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

2. Создание мастерской и мини-музея «Славянская мягкая кукла».

3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.

4. Творческие задания для родителей.

5. Беседы, наблюдения, занятия с детьми.

6. Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие: Выставка «Кукла моими руками»

Разработка плана достижения цели.

Познавательное развитие:

Экскурсия в библиотеку.

Презентация «Славянская мягкая кукла».

Создание альбома6 «История возникновения славянской мягкой куклы».

Чтение художественной литературы: Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла».

Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.

Потешки. Поговорки. Загадки.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».

Русские народные игры (подвижные, малоподвижные, хороводные).

Сюжетно-ролевые игры: «Деревенская семья», «Дочки-матери», «Пеленание младенца».

Речевое развитие:

Беседы «История возникновения народной куклы», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».

Продуктивная деятельность:

Изготовление куклы Пеленашки и Ангелочка в мастерской

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундучка»

Конструирование из бумаги «Кукла».

Рисование «Моя любимая кукла».

Лепка «Девочка в длинном сарафане»

Музыкально-театрализованная деятельность:

Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных.

Работа с родителями:

Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Мастер класс: «Изготовление народной куклы Колокольчик», «Изготовление народной куклы Ангелочек»

Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.

Составление альбома «Народная тряпичная кукла»

Консультация «Народная кукла в игре современных детей».

Оформление информационного стенда «Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».

Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.

Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы:

1. Повышение интереса к русской народной кукле

2. Повышение познавательной активности детей

3. Активизация словарного запаса детей

4. Усиление ресурсного обеспечения группы

5. Альбом «Славянская мягкая кукла»

6. Изготовленные кукол для мини-музея и для свободной игры детям.

Публикации по теме:

Проект «Георгиевская лента. История возникновения»Проект «Георгиевская лента. История возникновения» Более двух веков Георгиевская лента являлась главным атрибутом военных наград России, СССР, Российской Федерации. В наши дни чёрно – оранжевого.

История возникновения города ВолгодонскаИстория возникновения города Волгодонска Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Методическая разработка «Славянская кукла-мотанка Богач»Методическая разработка «Славянская кукла-мотанка Богач» Методическая разработка"Славянская кукла - мотанка Богач"Цель:Познакомить с обрядовым значением куклы, с одной из кукол - мотанок "Богач".

Методическая разработка «Славянская кукла-мотанка Крупеничка»Методическая разработка «Славянская кукла-мотанка Крупеничка» Методическая разработка " Славянская кукла-мотанка Крупеничка".Цель: Познакомить с обрядовым значением куклы, с одной из кукол - мотанок.

«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт)«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт) Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети знали.

Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш»Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш» Эта кукла не простая, «Перевертышем» зовётся. Глянешь так – красна девица, Эдак – бабой обернётся! Кукла «Перевёртыш» - это особая народная.

Старинная тряпичная кукла «Желанница»Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта»Стенгазета  «История возникновения праздника 8 Марта» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ПРИГЛАШАЮ ВАС ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТЕНГАЗЕТОЙ - ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА 8 МАРТАСтенгазету, я выпустила в преддверии.

Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка»Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка» Среди народных кукол особое место занимают куклы на здоровье. Сегодня я поведу речь о них. Традиционные тряпичные куклы Лихорадки, они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Славянская тряпичная кукла — история возникновения
Опубликовано: 8 августа 2022 в 04:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД