МААМ-картинки

«Следствие ведут знатоки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

людмила крылова
«Следствие ведут знатоки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Следствие ведут знатоки

Крылова Л. П.

Учитель-дефектолог

МАДОУ №196.

г. Хабаровск, Россия

Хорошо известно, что в последние годы возросло число детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушением зрения. Среди глазных патологий самыми распространенными являются косоглазие и амблиопия.

При косоглазии один глаз отклоняется от общей точки фиксации, так как мышцы работают несогласованно. Косящий глаз практически выключается из акта видения.

Публикация «„Следствие ведут знатоки“, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

На фоне косоглазия развивается понижение остроты зрения – амблиопия, что сказывается, прежде всего, на восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия, а это, в свою очередь, затрудняет процесс познания окружающего мира.

Эти недостатки могут быть компенсированы при условии включения в процесс восприятия других анализаторов – осязания, обоняния.

Современные требования к организации познавательной деятельности дошкольников со зрительной недостаточностью побуждают педагогов обращаться к нетрадиционным видам занятий, которые позволяют подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные способности воспитанников.

Предварительная работа. Рассматривание картин – изображения диких животных. Беседа о диких животных. Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Цель. Развитие познавательной деятельности.

Задачи:

- способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций;

- активизировать сохранные анализаторы;

- совершенствовать опыт ориентировки в большом пространстве;

- развивать умение рассуждать, используя фразы «так как, потому что»;

- упражнять в умении выделять отличительные и схожие признаки объектов (фрукты);

- воспитывать интерес к природе родного края.

Материал. Большой конверт с планом учебной зоны, корзинка с дикими яблоками, яблоко-игрушка, набор картинок с изображением фруктов, баночка яблочного варенья. На каждого ребенка: «Рабочий лист» формата А–4, фломастеры (для детей с низкой остротой зрения, карандаши (для детей с высокой остротой зрения, очки из мягкой ткани, блюдце с кусочком яблока, накрытое салфеткой.

Сюрпризный момент – живой ежик

Дефектолог. Дети, сегодня утром я включила магнитофон и услышала странную запись.

Включается аудиозапись: «Я – маленький безобидный зверек, живу в лесу, делаю на зиму заготовки. Набрал полную корзинку фруктов и поставил ее на пенек. Задремал, когда проснулся – корзинки не обнаружил. Ребята, я знаю, что вы - настоящие знатоки. Помогите мне найти корзинку с фруктами».

Дефектолог. Как вы думаете, кто обращается к нам с такой просьбой?

Дети высказывают свое мнение.

Дефектолог. Я предлагаю провести расследование. Для этого вам потребуется «Рабочий лист» (показывает).

В верхнем левом уголке листа напишите свое имя. В этот лист вы будете заносить свои предположения.

Дети подписывают листы.

Дефектолог. Что такое предположение?

Рассуждения детей.

Дефектолог. Какие признаки имеет любой фрукт?

Дети. Любой фрукт имеет форму, цвет, вкус, запах.

Дефектолог. Какие формы вам знакомы?

Дети. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и так далее.

Дефектолог. Каждый из вас может предположить, что пропавшие фрукты имеет какую–то форму.

Дети рисуют на своих листах выбранную ими форму.

Дефектолог. Кроме формы фрукты имеют цвет. Какого цвета бывают фрукты?

Дети. Фрукты бывают красные, желтые, зеленые, оранжевые, фиолетовые и так далее.

Каждый ребенок раскрашивает выбранным цветом форму на своем листе.

Дефектолог. Вспомните, какой еще признак имеют фрукты?

Дети. Фрукты имеют вкус.

Дефектолог. Правильно, всякий фрукт имеет вкус.

Какой частью тела мы ощущаем вкус?

Дети. Вкус мы ощущаем языком.

Дефектолог. Для того чтобы продолжить расследование вам необходимо надеть другие очки.

Дети снимают свои очки и надевают очки из мягкой ткани. Съедают кусочки яблок, которые лежат на блюдцах. Снимают очки из ткани и снова надевают свои.

Дефектолог. Выберете среди картинок изображение того фрукта, кусочек которого вы сейчас съели.

Каждый ребенок выбирает картинку и кладет ее на свой рабочий лист около раскрашенной формы.

Дефектолог. Каждый из вас выбрал для пропавших фруктов форму, цвет и вкус. Кроме этих признаков, фрукты имеют еще и запах. Какой частью тела мы чувствуем запах?

Дети. Запахи мы чувствуем носом.

Дефектолог. Правильно. Надеюсь, что вы умеете различать запахи. Предлагаю вам «поработать» своими носиками и отгадать, чем пахнет из баночки.

Каждому ребенку по очереди предлагается баночка с яблочным вареньем. Дети записывают на своих рабочих листах слово, обозначающее запах.

Дефектолог. Мы с вами определили четыре признака, по которым можем предположить – какие фрукты пропали у незнакомца.

Дети высказывают свои догадки.

Дефектолог. Уважаемые Знатоки, посмотрите, на столе лежит какой–то конверт. Как вы думаете, что в нем?

Дети высказывают предположения и открывают конверт.

Дефектолог. Что это такое?

Дети. Это план нашей комнаты.

Дефектолог. Правильно, это план, по которому мы будем искать корзинку с фруктами.

Дети «читают» план и находят корзинку с фруктами – дикими яблоками.

Дефектолог. Что в корзинке?

Дети. В корзинке яблоки.

Дефектолог. Какого цвета яблоки?

Дети. Яблоки красные, желтые, зеленые.

Дефектолог. Еще здесь есть какое–то странное яблоко.

Показывает.

Дети. Это яблоко – игрушка. У него есть глазки, носик, ротик.

Дефектолог. Чем отличается настоящее яблоко от игрушки?

Дети. Настоящее яблоко имеет вкус и запах, его можно есть.

Дефектолог. Чем похожи яблоки?

Дети. Настоящее яблоко и яблоко – игрушка имеют одинаковую круглую форму и могут быть одинакового цвета.

Дефектолог. Яблоко – полезный фрукт?

Дети. Да!

Дефектолог. Чем полезно яблоко?

Дети. В яблоке много витаминов.

Дефектолог. Кто же обратился к нам с просьбой – найти корзинку с фруктами?

Рассуждения детей.

Незнакомец приготовил сюрприз. Он пришел к нам в гости.

Выпускает на пол настоящего живого ежика. Дети рассматривают ежика, обмениваются впечатлениями.

Дефектолог. Уважаемые Знатоки, разве в лесу растут яблоки?

Ответы детей.

Дефектолог. В лесу могут расти яблони. Они называются дикими, потому что за ними не ухаживают садовники. Дикие яблоки имеют кислый вкус.

Дети пробуют дикие яблоки и играют с ежиком.

Публикации по теме:

Презентация на ММО «Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» Систематически организованная коррекционная работа,направленная на развитие тактильно-двигательного восприятия,является основой развития.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Следствие ведут знатоки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 07:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Следствие ведут знатоки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем людмила крылова (УИ 27205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД