Екатерина Борисова
Собрание — практикум: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Собрание — практикум
Цель: Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развития речи детей. Показать значение развития правильной речи ребёнка. Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Публикация «Собрание — практикум: „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» : «Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания - практикума : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель задает вопрос родителям: «Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?» ответы родителей фиксируются на доске и записываются в первый столбик.
Речь должна быть
Грамотной
Понятной
Выразительной
Осмысленной
Богатой и т. д.
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (записывают слова во второй столбик) :
Проблемы наших детей
односложная речь (состоящая из одних простых предложений речь)
бедная речь (недостаточный словарный запас)
слова – «паразиты» (замусоривание речи. Употребление не литературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых)
не грамотные вопросы (недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос)
составление рассказов (неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
не могут логически объяснять
речь не выразительна (не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова)
плохая дикция (не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме)
Посмотрите, у нас появилось противоречие : мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)
Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми. И, конечно же, хорошо развитая речь – залог успешного обучения в школе. Что же делать, что бы речь ребенка развивалась в норме?
В детском саду развитию речи уделяется много внимания: совместная деятельность с детьми по развитию речи в первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: составлению творческих рассказов, составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам, с использованием схем, так же и игры по развитию речи, логопедическая работа, и индивидуальная работа. А дома? В помощь вам мы приготовили папку с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.
Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом (например, на праздниках) дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Родителям демонстрируется схема для запоминания стиха. Далее предлагается им самим прочитать один и тот же стих с разной интонацией (обсуждение услышанного).
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?» Предлагается видео детей, (снятое заранее, с самостоятельно придуманными загадками. Родители их отгадывают.
Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмём природу – великого учителя.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время. Но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам.
Чаще читайте ребенку. Чтение играет важную роль в развитии речи : малыш усваивает новые слова, узнает новые словосочетания, у него расширяется словарный запас. Сказка нужна всем - и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.
Родителям предлагается придумать совместную сказку, передавая мяч по кругу друг другу. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку. Далее предлагается видео детей, (снятое заранее, с самостоятельно придуманной сказкой (обсуждение увиденного).
Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание прочитанного. Этому нужно их этому научить. Например, Вы с ребенком на кухне. Возьмите два любых предмета, попросите их описать. Спросите, чем они похожи, чем отличаются. Например: огурец и помидор, они похожи тем, что это овощи, их можно есть, делать из них салат. Отличаются - цветом, размером, вкусом. Придумайте вместе сказку эти овощи. Очень важно научить ребенка сочинять сказки, рассказы, придумывать продолжение сказок.
Все рассказы и сказки, сочиненные вами с вашим ребенком, можно писать в тетрадь, а ребенок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – вашего талантливого ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!