Папки-передвижки

Собрание — практикум: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».

Екатерина Борисова
Собрание — практикум: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

Собрание — практикум

Цель: Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развития речи детей. Показать значение развития правильной речи ребёнка. Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Публикация «Собрание — практикум: „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах

Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» : «Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания - практикума : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель задает вопрос родителям: «Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?» ответы родителей фиксируются на доске и записываются в первый столбик.

Речь должна быть

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой и т. д.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой (записывают слова во второй столбик) :

Проблемы наших детей

односложная речь (состоящая из одних простых предложений речь)

бедная речь (недостаточный словарный запас)

слова – «паразиты» (замусоривание речи. Употребление не литературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых)

не грамотные вопросы (недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос)

составление рассказов (неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять

речь не выразительна (не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова)

плохая дикция (не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме)

Посмотрите, у нас появилось противоречие : мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми. И, конечно же, хорошо развитая речь – залог успешного обучения в школе. Что же делать, что бы речь ребенка развивалась в норме?

В детском саду развитию речи уделяется много внимания: совместная деятельность с детьми по развитию речи в первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: составлению творческих рассказов, составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам, с использованием схем, так же и игры по развитию речи, логопедическая работа, и индивидуальная работа. А дома? В помощь вам мы приготовили папку с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом (например, на праздниках) дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Родителям демонстрируется схема для запоминания стиха. Далее предлагается им самим прочитать один и тот же стих с разной интонацией (обсуждение услышанного).

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?» Предлагается видео детей, (снятое заранее, с самостоятельно придуманными загадками. Родители их отгадывают.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмём природу – великого учителя.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время. Но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам.

Чаще читайте ребенку. Чтение играет важную роль в развитии речи : малыш усваивает новые слова, узнает новые словосочетания, у него расширяется словарный запас. Сказка нужна всем - и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.

Родителям предлагается придумать совместную сказку, передавая мяч по кругу друг другу. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку. Далее предлагается видео детей, (снятое заранее, с самостоятельно придуманной сказкой (обсуждение увиденного).

Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описывать увиденное, пересказать содержание прочитанного. Этому нужно их этому научить. Например, Вы с ребенком на кухне. Возьмите два любых предмета, попросите их описать. Спросите, чем они похожи, чем отличаются. Например: огурец и помидор, они похожи тем, что это овощи, их можно есть, делать из них салат. Отличаются - цветом, размером, вкусом. Придумайте вместе сказку эти овощи. Очень важно научить ребенка сочинять сказки, рассказы, придумывать продолжение сказок.

Все рассказы и сказки, сочиненные вами с вашим ребенком, можно писать в тетрадь, а ребенок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – вашего талантливого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Организация работы в ДОУ по формированию грамматически правильной речи дошкольников. Проект «Мы красиво говорим»Организация работы в ДОУ по формированию грамматически правильной речи дошкольников. Проект «Мы красиво говорим» Участники проекта: дети старшей группы, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители. Организация исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Собрание — практикум: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 17:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Собрание — практикум: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Борисова (УИ 250173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД