Ирина Антонова
Собрание в подготовительной группе в начале года
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе
Тема:«Через год – первоклашка»
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу
готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической
готовности;
2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;
Публикация «Собрание в подготовительной группе в начале года» размещена в разделах
объединить всех участников преемственной связи;
3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию
психологической культуры родителей;
4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания для
игры, памятки с рекомендациями родителям.
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас
поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу.
Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в
первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это
сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Упражнение - визуализация "Первый раз в первый класс" :
На экране слайд – шоу – фотографии родителей в первом классе под музыку.
Воспитатель: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о
которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое
ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему
самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны
учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или
отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и
тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи
портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом
уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это –школьный двор, где
множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах
появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение
на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она
теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната -
это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту
девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас
находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас
незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь
и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь
имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом
языке.
Упражнение "Имена" Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной
Атмосферы.
Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого
она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Ольга
Владимировна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Вас зовут Ольга
Владимировна, а я…"
Воспитатель: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и
сплотить наш коллектив.
Упражнение «Спичка»
Цель: Сплочение коллектива
Содержание:
Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые
можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша,
не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к
старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички,
решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои
места.
Ответьте на вопросы:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Что мешало дойти до финиша?
Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.
Упражнение "Парад мнений"
Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы
Содержание:
Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к
школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)
Примерные ответы:
Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что
Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в
общий режим работы;
Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет
задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям,
имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
У нас присутствуют педагоги школы, согласны ли с данными утверждениями?
(выступление педагогов школы)
Выступление воспитателя:
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в
дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в
жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с
окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.
Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений,
сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к
управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям
необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и
психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьномуобучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в
основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не
совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.
Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет
долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать
требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают:
«Как же так!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут
вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в
школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая
сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
1. физическая готовность.
2. интеллектуальная готовность.
3. социально-личностная.
4. мотивационная.
Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных
систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому
во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и
определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж
знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать,
обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь
достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря,
восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать,
считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать,
ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить
дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социально-личностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими
людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.
Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на
протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным
требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более
высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В
психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой,
познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и
можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое,
интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея
который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной
школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый
социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные
принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что
только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не
имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школыориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс
обучения осуществляют, используя игровые формы.
Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На
начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической
регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи,
отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто
представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и
функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту
деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.
Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую
двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять
необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы
развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые»
дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе
растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей
лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между
тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается
выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих
формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы
предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности
ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа
педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному
обучению, которая включает следующие составляющие:
1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для
приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на
занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями,
умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к
сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как
участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать
результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в
условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс
нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в
выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к
школьному обучению" (высказывание родителей)
• Физическое здоровье.
• Наличие мотива учения (познавательного и социального).
• Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять
свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и
самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и
взрослыми).
• Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать,сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный
уровень развития восприятия речи)
Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь
создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в
семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный
образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к
школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать
иллюстрированные энциклопедии и т. п., развивать у ребенка уверенность в себе. А
теперь Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома.
(презентация игр и упражнений)
Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.
Родителям вручается памятка для родителей первокласснико