Ольга Фёдорова
«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами на очередном заседании нашего клуба, чтобы поговорить о развитии мелкой моторики.
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Учёные доказали, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между конкретными движениями рук и речевым центром мозга. Разнообразное действие руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Главная суть речи – развитие у малыша функции общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. Тренинги мелкой моторики координируют органы речи, способствуют расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Специалисты утверждают: за последние десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Неприятная тенденция! Чем же это можно объяснить? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё совсем недавно взрослым, а вместе с ними детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и д. р. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективны для развития ручной моторики. Сравните: не так давно, что бы зашнуровать ботинки, детям приходилось выполнять до десятка разных операций: определенным образом продевать шнурки в отверстия, затягивать их до нужного уровня, завязывать предназначенными для этой цели узлами и бантиками. Вот сколько действий предстояло выполнить только на одной стадии одевания! В настоящее же время одежда и обувь снабжены липучками и застёжками-молниями. Удобно? Да! Экономично? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей не дополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь оставляет пассивными клетки головного мозга. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки и д. р, застёгивание и расстегивание застёжек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании развития ребёнка.
Публикация «„Клуб заботливых родителей“, Сообщение „Для чего необходимо развивать мелкую моторику“» размещена в разделах
Пальчиковыми играми можно начать заниматься с детьми от года и старше. От возраста зависит, какие игры уже можно предлагать и демонстрировать малышу, а какие чуть позже. Дети в возрасте от года до трех лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. Дети от трех до четырех лет могут уже воспринимать игры, в которых задействованы обе руки. К четырем годам нормально развитый ребенок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым - дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.
Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно детям, испытывающим трудности при освоении речи. Игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребенка: его пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе. Поскольку наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется и особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика,т. к. школа при чтении и обучении к письму сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти.
Кстати, помимо пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, полезными являются занятия с разнообразными предметами: например, с мозаикой (мелкой и крупной,нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубочков на другие, различные виды конструкторов, шнуровки и многое другое.
Теперь я предлагаю перейти ко второй части заседания нашего клуба. И сейчас я познакомлю вас с некоторыми практическими упражнениями.
Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, я использую упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Существует несколько видов самомассажа. Самомассаж подушечек пальцев, с предметами и без предметов. Обычно упражнения сопровождаются чтением стихов.
Давайте вместе с вами попробуем сделать самомассаж. Для этого необходимо большой палец поставить на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стихотворения - разминание подушечки одного пальца. Затем смена рук.
Большой палец - дети любят всех зверей:
Указательный палец - птиц и ящериц, и змей,
Средний палец - пеликанов, журавлей,
Безымянный палец - бегемотов, соболей,
Мизинец - голубей и глухарей, Правая рука
Большой палец - и клестов, и снегирей.
Указательный палец - любят горного козла,
Средний палец - обезьянку и осла,
Безымянный палец - дикобраза и ежа,
Мизинец - черепаху и ужа.
Хорошо использовать массаж подушечек пальцев с предметами. Предметы вызывают у детей большой интерес и повышают работоспособность.
Упражнения с прищепками.
Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.
Вот проснулся, встал гусёнок,
5 4 3 2
Пальцы щиплет он спросонок.
2 3 4 5
Смена рук
Дай, хозяйка, корма мне
5 4 3 2
Раньше, чем моей родне!
2 3 4 5
Массаж фаланг пальцев рук
Это упражнение учит детей слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, что важно при обучению письму.
Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.
Левая рука. Правая рука.
По-пу-гай мизинец Са-мо-лёт мизинец
Во-ро-бей безымянный Теп-ло-ход безымянный
Пе-ли-кан средний Вер-то-лёт средний
Со-ло-вей указательный Вез-де-ход указательный
Пти-цы большой Транс-порт большой
Массаж ладоней рук. Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики.
Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские шары»
Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия – смена рук.
Вы видали циркача? Кружит с видом знатока,
Мяч идёт вокруг мяча! Будто шмель вокруг цветка.
«Узловка»
Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.
Лезет, лезет альпинист - По скале и по верёвке
В этом деле он артист. Он наверх залезет ловко!
«Сухие бассейны»
Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластиковые вёдра или миски насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.
ГОРОХ
В ведро насыпали горох Устроив там переполох,
И пальцы запустили, Чтоб пальцы не грустили.
ФАСОЛЬ
(на дне бассейна прячем игрушки от киндер-сюрпризов)
В ведре не соль, совсем не соль, На дне - игрушки для детей,
А разноцветная фасоль. Мы их достанем без затей.
Размяли наши пальцы, согрели руки. А теперь давайте выполним следующие задания.
«Колодец»
Цели и задачи: развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Развитие согласованных движений обеих рук.
Материалы: счетные палочки, спички.
«Модница»
Цели и задачи: формировать навыки действий со шнурком. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Материал: силуэт куклы, разноцветные ленточки, шнурки.
«Выложи по контору»
Цели и задачи: учить детей выкладывать нить по контору рисунка. Развивать соотносящие, дифференцированные движения пальцев рук.
Материал: контурные рисунки, нитки.
Спасибо за внимание.