Папки-передвижки

«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»

Ольга Фёдорова
«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами на очередном заседании нашего клуба, чтобы поговорить о развитии мелкой моторики.

Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Учёные доказали, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между конкретными движениями рук и речевым центром мозга. Разнообразное действие руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Главная суть речи – развитие у малыша функции общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. Тренинги мелкой моторики координируют органы речи, способствуют расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Специалисты утверждают: за последние десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Неприятная тенденция! Чем же это можно объяснить? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё совсем недавно взрослым, а вместе с ними детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и д. р. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективны для развития ручной моторики. Сравните: не так давно, что бы зашнуровать ботинки, детям приходилось выполнять до десятка разных операций: определенным образом продевать шнурки в отверстия, затягивать их до нужного уровня, завязывать предназначенными для этой цели узлами и бантиками. Вот сколько действий предстояло выполнить только на одной стадии одевания! В настоящее же время одежда и обувь снабжены липучками и застёжками-молниями. Удобно? Да! Экономично? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей не дополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь оставляет пассивными клетки головного мозга. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки и д. р, застёгивание и расстегивание застёжек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании развития ребёнка.

Публикация «„Клуб заботливых родителей“, Сообщение „Для чего необходимо развивать мелкую моторику“» размещена в разделах

Пальчиковыми играми можно начать заниматься с детьми от года и старше. От возраста зависит, какие игры уже можно предлагать и демонстрировать малышу, а какие чуть позже. Дети в возрасте от года до трех лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. Дети от трех до четырех лет могут уже воспринимать игры, в которых задействованы обе руки. К четырем годам нормально развитый ребенок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым - дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно детям, испытывающим трудности при освоении речи. Игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребенка: его пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.

Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе. Поскольку наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется и особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика,т. к. школа при чтении и обучении к письму сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти.

Кстати, помимо пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, полезными являются занятия с разнообразными предметами: например, с мозаикой (мелкой и крупной,нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубочков на другие, различные виды конструкторов, шнуровки и многое другое.

Теперь я предлагаю перейти ко второй части заседания нашего клуба. И сейчас я познакомлю вас с некоторыми практическими упражнениями.

Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, я использую упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Существует несколько видов самомассажа. Самомассаж подушечек пальцев, с предметами и без предметов. Обычно упражнения сопровождаются чтением стихов.

Давайте вместе с вами попробуем сделать самомассаж. Для этого необходимо большой палец поставить на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стихотворения - разминание подушечки одного пальца. Затем смена рук.

Большой палец - дети любят всех зверей:

Указательный палец - птиц и ящериц, и змей,

Средний палец - пеликанов, журавлей,

Безымянный палец - бегемотов, соболей,

Мизинец - голубей и глухарей, Правая рука

Большой палец - и клестов, и снегирей.

Указательный палец - любят горного козла,

Средний палец - обезьянку и осла,

Безымянный палец - дикобраза и ежа,

Мизинец - черепаху и ужа.

Хорошо использовать массаж подушечек пальцев с предметами. Предметы вызывают у детей большой интерес и повышают работоспособность.

Упражнения с прищепками.

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.

Вот проснулся, встал гусёнок,

5 4 3 2

Пальцы щиплет он спросонок.

2 3 4 5

Смена рук

Дай, хозяйка, корма мне

5 4 3 2

Раньше, чем моей родне!

2 3 4 5

Массаж фаланг пальцев рук

Это упражнение учит детей слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, что важно при обучению письму.

Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.

Левая рука. Правая рука.

По-пу-гай мизинец Са-мо-лёт мизинец

Во-ро-бей безымянный Теп-ло-ход безымянный

Пе-ли-кан средний Вер-то-лёт средний

Со-ло-вей указательный Вез-де-ход указательный

Пти-цы большой Транс-порт большой

Массаж ладоней рук. Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики.

Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские шары»

Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия – смена рук.

Вы видали циркача? Кружит с видом знатока,

Мяч идёт вокруг мяча! Будто шмель вокруг цветка.

«Узловка»

Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист - По скале и по верёвке

В этом деле он артист. Он наверх залезет ловко!

«Сухие бассейны»

Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластиковые вёдра или миски насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.

ГОРОХ

В ведро насыпали горох Устроив там переполох,

И пальцы запустили, Чтоб пальцы не грустили.

ФАСОЛЬ

(на дне бассейна прячем игрушки от киндер-сюрпризов)

В ведре не соль, совсем не соль, На дне - игрушки для детей,

А разноцветная фасоль. Мы их достанем без затей.

Размяли наши пальцы, согрели руки. А теперь давайте выполним следующие задания.

«Колодец»

Цели и задачи: развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Развитие согласованных движений обеих рук.

Материалы: счетные палочки, спички.

«Модница»

Цели и задачи: формировать навыки действий со шнурком. Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Материал: силуэт куклы, разноцветные ленточки, шнурки.

«Выложи по контору»

Цели и задачи: учить детей выкладывать нить по контору рисунка. Развивать соотносящие, дифференцированные движения пальцев рук.

Материал: контурные рисунки, нитки.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Практикум для воспитателей логогрупп «Су-джок терапия в коррекции детей-дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: ребёнок, имеющий высокий уровень.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»
Опубликовано: 6 января 2014 в 23:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фёдорова (УИ 76061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД