Получи документы

Сообщение из личного опыта «Значение психогигиенических мероприятий в организации режимных моментов дошкольников»

Светлана Никуйко
Сообщение из личного опыта «Значение психогигиенических мероприятий в организации режимных моментов дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время использование комплексов психогигиенических средств и методов приобретает все большую актуальность, т. к. у многих детей физиологическое напряжение (стресс) постепенно переходит в патологическое состояние, характеризующееся повышенной раздражительностью и утомляемостью, нарушением сна и сниженной работоспособностью. А основная задача психогигиены - это своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы, т. е. создание условий для:

• преобладания у него жизнерадостности и бодрости,

• веры в себя, в свои силы и возможности,

Публикация «Сообщение из личного опыта „Значение психогигиенических мероприятий в организации режимных моментов дошкольников“» размещена в разделах

• желание дружить и уважать окружающих,

• стремления к увлекательной деятельности.

Решение этой задачи достигается такими методами как: музотерапия, сказкотерапия, релаксотерапия, арттерапия и многими другими.

Особое внимание в психогигиене обращается на «тон воспитателя», спокойный и ласковый голос педагога имеет большое значение, т. к. грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности со стороны взрослых наносят огромный вред нервной системе ребенка. Состояние, следующее за этим - стресс, который может стать первоисточником многих детских заболеваний. К стрессовым состояниям может привести и эмоциональная перегрузка (как положительная, так и отрицательная). Для снятия таких состояний хорошо использовать элементы вибрационной гимнастики. В основу вибрационных упражнений входят естественные движения детей руками и ногами. Причем, как показали исследования ученых, перегрузка положительных эмоций лучше снимается упражнениями верхних конечностей, а при перегрузке отрицательными эмоциями больше помогает вибрация нижних конечностей. Эти утверждения ученых подтверждают и наши с вами практические наблюдения за инстинктивным поведением малышей: если им что-то нравится – они хлопают в ладоши, а если чем–то недовольны – топают ногами. Своевременное проведение с детьми таких упражнений, как «стряхивание с себя капель дождя (росы, снега)»; «аплодисменты»; «ножками потопаем» и др. позволяет нам вовремя снять у них физиологическое напряжение и предотвратить нарушения эмоционального состояния.

Не менее эффективен и массаж биологически важных зон организма : кистей рук, стоп, ушных раковин и носа, его мы проводим вместо точечного массажа. Точечный массаж должен выполнять специалист, прошедший обучение и получивший сертификат направо его проведения, а не сами дети или воспитатели. Иначе можно нарушить главное правило оздоровления «Не навреди!». А с массажем биологически важных зон организма дети могут справиться самостоятельно, начиная уже с младшей группы под руководством медсестры массажа, воспитателей или инструктора физкультуры. Его можно проводить после сна, на физкультурных занятиях, физкультминутках, в перерывах между режимными моментами и в течение дня. Обычно он проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком (с ушками, с ножками, с ручками)», и не занимает много времени. В осенне-зимний и весенний период во время обострения ОРВИ такой массаж в профилактических целях проводится два раза в день в течение месяца. А сочетание этого массажа и вибрационной гимнастики активизирует работу всего организма и снимает напряжение нервной системы, поэтому она получила еще и название «антистрессовая гимнастика». Ее необходимо проводить не менее одного раза в неделю.

Очень эффективна, для профилактики эмоциональных нарушений у детей, музотерапия. Мы используем функциональную музыку в течение всего дня: в утренние часы, при подготовке детей к прогулке, в свободной деятельности используем как спокойную, так и весёлую музыку, в зависимости от их эмоционального состояния (для поднятия настроения - ритмичную и бодрую, при перевозбужденном состоянии детей – тихую и мелодичную).

При подготовке ко сну, помимо прослушивания сказочных произведений, спокойной музыки, колыбельных, что очень нравиться детям, используем звуки природы, но уже с учетом температурного режима (летом во время жары – включаем шум дождя или морского прибоя, а пасмурную погоду – голоса птиц или звуки весеннего леса)

Пробуждение и подъём детей после дневного сна проводим под музыку с постепенным нарастанием громкости, а дальнейшее проведения комплекса пробуждения и дыхательной гимнастики помогает детям плавно перейти к активной деятельности.

Для этих же целей в течение всего дня при организации режимных моментов используем элементы словотерапии: чтение художественных произведений, потешек, поговорок, пословиц; обыгрывание сюжетов сказок, пальчиковые и артикуляционные гимнастики с проговариванием текстов. В течение дня стараемся как можно чаще использовать «доброе слово». Хвалим детей не только за существенные достижения, но и замечаем незначительные поступки, развивая тем самым в них уверенность в собственных силах и возможностях.

Для эмоционального состояния дошкольников очень вредно подолгу находиться в одном и том же помещении. Например, когда из – за плохой погоды отменяются прогулки,и дети с утра до вечера почти не выходят из группы. Что бы выйти из этого положения, у нас разработаны варианты режимов дня. Организация прогулки в такие дни проводятся в помещении: физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются и дети в определенные для каждой группы часы (по графику) приходят в них поиграть, (там должны быть приготовлены условия для проведения одновременно 2-3 видов деятельности, чтобы ребенок мог выбрать, чем ему заняться). В зависимости от погодных условий фрамуги в этих помещениях могут быть оставлены приоткрытыми для верхнего проветривании и на время пребывания там детей, но необходимо следить за тем, чтобы не было сквозняков и дети были соответственно одетые. А в это время в групповой комнате проводится сквозное проветривание.

Также организовывается для детей смена помещений: можно пойти в гости в соседнюю группу, поменяться на время группами или пойти на развлекательную программу в физкультурный или музыкальный залы.

Таким образом – систематическое использование комплекса психогигиенических мероприятий при организации режимных моментов имеет существенное значение для нормального функционирования нервной системы дошкольников, что в свою очередь очень важно для полноценного физического и эмоционального развития детей.

Для повышения эффективности работы по данному направлению у нас разработана памятка для воспитателей «Психогигиенические мероприятия на занятиях и в режиме дня детского сада», где указано, когда и какие методы и приемы необходимо проводить с детьми в течение дня. Вы можете при желании с ней ознакомиться в Интернете на сайте нашего детского сада.

Публикации по теме:

Игры и пособия для формирования у дошкольников навыков звукового анализаИгры и пособия для формирования у дошкольников навыков звукового анализа При обучении дошкольников с нарушениями речи, большое значение отводится работе по формированию у них навыков звукового анализа и синтеза.

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сообщение из личного опыта «Значение психогигиенических мероприятий в организации режимных моментов дошкольников»
Опубликовано: 28 октября 2014 в 23:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из личного опыта «Значение психогигиенических мероприятий в организации режимных моментов дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Никуйко (УИ 187944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД