Анастасия Фуфалдина
Сообщение из опыта работы по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы по теме : «Применение информационно – коммуникационных технологий в ДОУ»
Составил: А. Н. Фуфалдина,
старший воспитатель
МАДОУ д/с «Радуга
г. Советский
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с реализацией Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ“» размещена в разделах
Для нового социального этапа – этапа развития информационного общества – очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. При этом важную роль играют современные средства обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.
Информационные технологии вносят значительные изменения в организацию образовательного процесса.
Состав комплекта средств обучения сформирован на основе следующих принципов.
• Учет возрастных психолого-педагогических особенностей использования различных средств обучения в образовательном процессе - объединение инновационных (на базе цифровых технологий) и привычных традиционных (печатные материалы, натуральные объекты, модели) средств обучения;
• Необходимость и достаточность средств обучения для осуществления образовательного процесса;
• Универсальность – возможность применения одних и тех же средств обучения для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения;
• Согласованность совместного использования;
• Соответствие санитарно – эпидемиологическим, гигиеническим требованиям, пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Под информационно-коммуникационными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование компьютерных технологий помогает педагогам :
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Преимущества использования интерактивных материалов
Данные материалы:
• позволяют увеличить восприятие информации за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
• непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности;
• высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
• подбор иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
• создание дидактических игр.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Радуга» используют мультимедийную аппаратуру в работе со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, что позволяет более качественно реализовать примерную общеобразовательную программу «Радуга». В детском саду организована внутренняя беспроводная сеть, позволяющая всем специалистам иметь доступ к сети Интернет. Рабочие места специалистов : учителей-логопедов, учителя-дефектолога, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования оснащены ноутбуками Dell, принтерами. Для педагогических работников в методическом кабинете предусмотрено специализированное рабочее место при подготовке к занятиям и мероприятиям. Воспитатель может воспользоваться интернетом, выложить информацию на сайт. В методическом кабинете сделана подборка дисков с компьютерными программами и играми для осуществления воспитательно – образовательного процесса. У нас около 100 дисков по разным направлениям. Это диагностическая работа в ДОУ, дидактические материалы дошкольного образования, дидактические материалы, планирование работы с детьми, праздники, развлечения, образовательное пространство ДОУ, видеофильмы, художественная литература и т. д. Так же в методическом кабинете имеется один ноутбук, которым могут пользоваться педагоги, проектор, экран, фотоаппарат, видеокамера, «Интерактивное копи устройство Virtual Lnk Mimio Capture» для работы с мультимидийным проектом. Его могут использовать воспитатели. Данное мультимидийное устройство мы получили за победу в конкурсе «Лучший сайт образовательной организации Советского района» В кабинете изобразительного искусства установлена интерактивная доска.
В перспективе на 2015 год согласно плана материально – технического обеспечения планируется обустройство автоматизированного места педагога в каждой группе, которое включает: персональный компьютер, интерактивные и проекционные устройства, копировальную и множительную технику.
В детском саду «Радуга» педагогическую деятельность осуществляют 38 педагогов, из которых 24 воспитателя, 4 учителя-логопеда, 1 учитель-дефектолог, 2 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре, 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог, 3 педагога дополнительного образования. 24 педагога имеют высшее педагогическое образование; 14 педагогов средне специальное педагогическое образование; 29 педагогов имеют квалификационные категории: высшую категорию 1 человек, 1 категорию 9 человек, вторую категорию 2 человека, соответствие занимаемой должности 26 педагогов.
В своей работе наши педагоги используют следующие средства информационно-коммуникационных технологий :
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон, DVD плейер
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамеру
• Интерактивную доску
Также используют интерактивные материалы:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Презентации (электронные книги, электронные выставки);
• Детские развивающие компьютерные игры;
• Цифровые фотографии.
Также педагоги используют презентаций:
• Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
• для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
• для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др. ;
• для сопровождения концерта;
• для проведения родительских собраний.
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями :
• педагоги демонстрируют презентации, фотоматериалы;
• оптимально сочетают индивидуальную работу с групповой;
• используют ИКТ при проведении родительских собраний, круглых столов, семейных клубов и других совместных мероприятий.
В детском саду имеется сайт, куда каждый педагог выкладывает информацию. Задачи сайта:
• формирование целостного позитивного имиджа МАДОУ;
• совершенствование информированности граждан о качестве образовательных услуг в МАДОУ;
• осуществление обмена педагогическим опытом;
• стимулирование творческой активности педагогов и воспитанников.
Подводя итоги работы по внедрению информационно – коммуникационных технологий в ДОУ, можно сделать вывод, что данная технология позволяет :
• делать занятия привлекательными, современными благодаря дизайну предоставляемой информации;
• закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;
• осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
• моделировать различные ситуации;
• осуществлять контроль и подводить итоги;
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно – коммуникационных технологий в МАДОУ д/с «Радуга» повышает:
• профессиональный уровень педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
• интерес детей к обучению, качество усвоения программного материала, активизирует познавательную деятельность;
• уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничества родителей и ДОУ.
Перспективу дальнейшего использования мы видим в применении Интернета и интерактивного программного комплекса. Интерактивная доска позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повысит интерес к обучению, поможет педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей. Использование сети интернет предоставляет доступ к качественным образовательным ресурсам, независимо от местонахождения ДОУ.
Сеть интернет повысит квалификацию педагогов через прохождение дистанционных курсов, вооружит их современным содержанием, поможет овладеть в современной практике современными педагогическими технологиями.
Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет вывести ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить эффективность дошкольного образования.
Список используемой литературы.
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 2009г., № 5
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2011г.
4. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
5. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2009
6. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2012 г.