Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Виктория Кочнова
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги!

Я - начинающий педагог. У меня небольшой стаж, но много энтузиазма и желания работать. Всю свою сознательную жизнь я стремилась быть ближе к детям, я всегда знала, что педагогика - это моё. И вот я работаю в детском саду и отучилась в педагогическом институте. Начинать всегда непросто. Но рядом со мной мои коллеги-наставники воспитатель Андрианова Наталья Максимовна и логопед Анохина Ирина Николаевна, которые делятся своим педагогическим опытом : помогают мне методически правильно составлять конспекты занятий, подсказывают интересные методы и приёмы, приглашают меня на свои занятия.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Я хочу рассказать о своем пока небольшом опыте работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Развитие речи - очень важный и трудный раздел во всех образовательных программах, но все-таки решаемый, включающий в себя:

- воспитание звуковой культуры речи

- обогащение и активизация словаря

- формирование грамматического строя речи

- обучение связной речи.

Все эти задачи решаются в разных видах деятельности (регламентированной, продуктивной, совместной, индивидуальной).

Большую помощь при подготовке занятий оказывает методическая литература таких авторов, как А. М. Бородич «Методика развития речи детей», О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста», В. В. Гербовой «Занятия по развитию речи» и др.

В своей работе я использую разнообразные средства и методы :

прослушивание DVD - дисков художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, элементы драматизации частей текста, игры-инсценировки на сюжет знакомого текста, дидактические игры и упражнения, литературные викторины, игры-пантомимы, этюды (например, пантомимический этюд «Горе» из сказки «Курочка-ряба» : дети изображают деда с бабкой, когда они плачут, вытирают слезы, качают головами, брови сдвинуты).

Ежедневно на разных занятиях я провожу тематические физминутки по мотивам сказок (например, «Теремок», «Курочка- ряба» - дети изображают, как звери двигаются, как строят теремок и др.). Закрепляем речевой материал в разных видах деятельности: игре, рисовании, аппликации.

Маленьких почемучек интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из них. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего о маленьком ребёнке. Именно ему, с его наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта или героя. Поэтому в своей работе с детьми я использую мультимедийные презентации, которые позволяют представить литературный материал, как систему ярких опорных образов, повышают непроизвольное внимание детей и помогают развивать произвольное, вызывают яркие эмоциональные переживания.

Особое внимание я уделяю ознакомлению с

художественной литературой, так как произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского

литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

Н. Некрасов.

Или:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

А. С. Пушкин.

При ознакомлении с художественными произведениями обращаю внимание на иллюстрации Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Евгения Рачёва, которые помогают более эмоционально и ярко воспринимать содержание и идею художественного текста.

И родителям советую находить свободную минутку, чтобы почитать вместе с детьми любимые книги. Известно, ребенок воспринимает книгу сердцем. Но это случается тогда, когда мы взрослые, сами читаем детям и испытываем наслаждение от процесса чтения.

Очень нравится моим детям разыгрывать потешки в лицах, что способствует развитию диалогической речи (например, потешка «Идёт лисичка по мосту.», «Кисонька- мурысенька, где ты была?», а в потешках «Наш козёл», «Зайчишка-трусишка» и других дети с помощью мимики, жестов и выразительных движений показывают образ животного.

Мы с детьми любим водить хороводы с произнесением текста потешек, русских песенок, небольших стихотворений ( например: «Барашеньки-крутороженьки по лесам ходили, по дворам бродили, в скрипочку играли, Ваню потешали.»- дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова потешки чётко, ритмично, а затем пропевают на свободный мотив). Это важное средство для развития чувства ритма, предупреждения запинок и нормализации темпа речи. Хоровод объединяет детей, даёт возможность принять участие в коллективной речевой деятельности, в т. ч. и робким, тревожным детям.

В нашу повседневную жизнь широко вошел компьютер, молодые родители, а вслед за ними и дети, черпают всю необходимую информацию в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт современного поколения ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна. Потребность речевого общения наших детей удовлетворяется недостаточно, резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Для того, чтобы повысить интерес детей к художественному слову, я использую информационные технологии, так привычные и любимые современными детьми, но использую их им во благо. Я

уже собрала небольшую коллекцию презентаций сказок и рассказов.

А ещё мои дети очень любят принимать посильное участие в изготовлении шапочек и реквизитов для игр-драматизаций (раскрашивают заготовки костюмов, приклеивают к ним детали).

Знания, которые я получила в институте, помогают мне работать над звуковой культурой речи детей. Ежедневно в течение дня (на прогулке, утром или во второй половине дня) мы делаем артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику в игровой форме, упражнения для развития тактильных ощущений («Волшебный мешочек», «Волшебная коробочка»). Для развития слухового восприятия использую наборы звучащих игрушек и словесные игры («Кто позвал?», «Кто, как кричит?», «Угадай, какой звучит инструмент» и др.).

Я еще только в начале педагогического пути, мне предстоит еще многому научиться, освоить традиционные методики и внедрять новые.

Публикации по теме:

«Моя жизнь» Мою жизнь, как тетрадку в клеточку, Разделила судьба на отрезки. Я о многом бы вам поведала, Расскажу лишь об интересном. Итак, однажды,.

У меня первая награда!У меня первая награда! С праздником, уважаемые коллеги! Христос воскресе!Спасибо всем кто нашёл несколько драгоценных минут зайти на мою страничку, оставить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 17:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД