Людмила Золотарёва
Сообщение на педагогическом совете «Особенности и содержание работы с родителями в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реально-социально-экономических условиях. Сложности встречаются в период адаптации ребёнка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи - очень тяжёлый и болезненный процесс. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. Но семье и детскому саду зачастую не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Чтобы исправить такое положение проводится работа по вовлечению родителей в совместную деятельность детского сада. Задача воспитателя - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки. Рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Есть традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями - это создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные (собрания, лектории, круглые столы, вечера вопросов и ответов и т. д., индивидуальные (индивидуальная консультация, участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса)и наглядно-иформационные. Задача информационно-аналитической формы общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребёнка. Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту ребёнка, тогда и организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Это позволяет судить об общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношение в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Досуговое направление в работе с родителями - это самое привлекательное, востребованное, полезное. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам, как собрания, групповые консультации. Совместное создание предметно-развивающей среды: работа с родительским комитетом : беседы с детьми и родителями, обмен литературы. В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, они становятся активными участниками всех дел в группе, учатся взаимодействовать друг с другом. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Форма работы через родительские уголки является традиционной. Здесь используют всевозможные рубрики, например: "наши добрые дела", "чем мы сегодня занимались", "в помощь родителям", в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.