Юлия Завьялова
Адаптационный период в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Я - воспитатель первой младшей группы. В детском саду работаю 11 лет. Уже три года я большое влияние уделяю адаптационному периоду детей в своей группе. Я изучила по этому вопросу много литературного материала, интернет – ресурсов, просила совет у воспитателей, которые имеют большой опыт работы с детьми. Здесь я расскажу, как проходил период адаптации в моей группе.
Публикация «Адаптационный период в первой младшей группе» размещена в разделах
Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку требуется немало времени и моральных сил для того чтобы освоиться. Гораздо сложнее приходится в подобной ситуации ребенку. Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, ведь они попадают в новую среду к незнакомым людям. В жизни ребенка происходит множество изменений: чёткий режим дня, отсутствие родителей, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти перемены приводят к стрессу и эмоциональному дискомфорту. Поэтому необходимо, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и прошел как можно быстрее и легче для ребенка. Это моя главная задача в этот период. По моему мнению, залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду, является обеспечение малышу защиты, эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.
В этом году ко мне в группу поступило 20 детей, 14 девочек и 6 мальчиков. Я могу с уверенностью отметить, что изменились и родители, и дети, которые требуют особой педагогической логики и мастерства.
Чтобы процесс адаптации не затягивался, я группу детского сада оформила ярко, красочно, чтобы детям понравилось и у них сформировалась положительная установка, желание идти в детский сад. Также я стараюсь создать атмосферу уюта и тепла.
В группе у нас просторно и уютно, есть спальня, туалетная комната, раздевалка. Всё оформлено красочно и красиво. В спальне кроватки застелены яркими розовыми покрывальцами с зайчиками, на кроватках «сидят» игрушки, которые я заранее разложила, на стенах картинки с изображением планет, чтобы ребёнок, засыпая, рассматривал картинки и, успокаиваясь, засыпал. Много внимания во время адаптации требовалось Илюше и Амине, они тяжело проходили процесс адаптации, особенно во время сна. С ними приходилось сидеть, баюкать, шептать утешительные слова. Но всё на данный момент нормализовалось и Илюша с Аминой теперь сами бегут с радостью в свои кроватки. Не меньшим интересом пользуется и туалетная комната, где у каждого малыша есть своё полотенце, красивое и мягкое, свой горшочек. В раздевалке у каждого ребёнка свой шкафчик с весёлой картинкой. Милана очень любит собачек и потому картинку со шкафчиком выбрала с изображением собачки, приходит, всегда с ней здоровается. Я рассказываю, что детки приходят в сад с мамой, папой, раздеваются, оставляя вещи в своём шкафчике, прощаются с мамой до вечера и идут играть в группу. А мама обязательно придёт и заберёт своего малыша домой.
У нас в группе есть не большой уголок природы, растения благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Малыши с удовольствием помогают поливать растения, внимательно слушают, как за ними нужно ухаживать. Особенно одна девочка, Злата. Очень подвижный ребёнок и старается помочь во всём, даже огорчается, если за неё кто-то что-то сделает. Но мы беседуем о том, что все ребятки по чуть-чуть помогают и она обязательно поможет мне полить цветочки в следующий раз, она соглашается и снова весела и радостна.
Также создан уголок книги, где «живут» любимые книжки детей. На полках можно найти любимые сказки наших детей, стихи А. Барто. Захар знает много песенок и стихов, и когда у него проходил процесс адаптации, то он рассказывал мне стихи и пока всё не расскажет, не засыпал.
Еще есть уголок «Театральный». Здесь находятся персонажи сказок «Колобок» и «Репка», игрушки «би-ба-бо». Детям очень нравится театрализованная деятельность. Маша, Ангелина и Полина очень любят этот уголок. Им нравится рассматривать театр, обсуждать и вспоминать знакомые сказки вместе со мной, кто из героев добрый а кто не очень.
В группе планируется создать спортивный уголок, который удовлетворит потребность детей в движении, он будет красочно оформлен и детям обязательно понравится. Серёжа был стеснителен на занятиях, в основном он сидел на стульчике во время занятий, но сейчас он активен и учавствует во всех видах образовательной деятельности.
В период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым чрезвычайно острая и это нужно учитывать. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Я стараюсь установить телесный контакт с ребенком, чтобы в период адаптации добиться максимально возможного психологического комфортного пребывания в детском саду и некоторым детям важно объяснить, что здесь в садике безопасно, именно на таком языке. Я встречаю детей при приеме всегда с улыбкой, даю им понять, что я рада их видеть, говорю о том, что сильно соскучилась. Это дает возможность почувствовать детям, что они любимы, что им в саду рады. Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Прежде всего, это моя эмоциональность, улыбчивость, доброта и весёлое настроение, способность увлечённо играть. Кроме этого существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции.
Дети раннего возраста еще плохо владеют речью и поэтому не могут выразить свои переживания словами. Но ведь любимым занятием детей является рисование. Поэтому в группе я создала уголок изо творчества и дети могут передать свои чувства на бумаге. Особое удовольствие доставляет Лере рисование разноцветными маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к мольберту листе бумаги. Рисование цветными мелками на доске вызывает у Даши, Вениамина и Устьньи большую радость. Таким образом, дети преодолевают свои страхи и процесс адаптации проходит легче. Я очень люблю заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу каждый день.
В течении дня я использую художественное слово, читаю сказки, потешки, стихи, прибаутки, что очень радует детей и облегчает душевные страдания ребенка. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.
Наличие магнитофона позволяет мне с малышами слушать музыку, детские песни, и танцевать. Что тоже позволяет деткам расслабиться, успокоить нервную систему, а также развеселиться и потанцевать. Если я начинаю танцевать, дети замирают, даже те, кто плакал. А потом многие ребятки присоединяются к танцу, повторяют движения, улыбаются мне.
Также необходимое условие успешной адаптации — установление контактов с родителями, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. С родителями я провожу беседы, консультации. С мамой Леры я провела консультацию на тему «Адаптация ребёнка 2-3 лет к условиям детского сада». С мамой Илюши консультацию «Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста». Илюша во время адаптации мог стукнуть другого малыша, причем подползал и бил тяжелыми сандалиями детей по ногам. В ходе работы с мамой и папой Ильи мы пришли к мнению, что родители обратят внимание на игры Ильи дома и будут играть с ним сами с большим вниманием, также снимать его раздражение в творчестве, т. е. рисовать, строить из конструктора домики и другое, заинтересовывать так, чтобы малыш наконец понял что в игрушки нужно играть но не бросаться ими. И могу сказать,что на данный момент Илья прислушивается к воспитателю и даже играет с детьми не обижая их.
Работая таким образом, я вижу, что дети быстрее адаптируются к условиям детского сада и с удовольствием ходят в наш детский сад.