Лучший педагог года

Консультация «Пластилинография в детском саду» (1 фото)

Лариса Акиньшина
Консультация «Пластилинография в детском саду»

«Пластилинография в детском саду", воспитатель МБОУ «СОШ №24 имени В. Г. Столля» структурное подразделение- дошкольное отделение

В новом учебном году каждый из нас педагогов выбирал себе тему по самообразованию. Тему, которая будет ему интересна и увлекательна. Я для себя выбрала «Пластилинография в детском саду», конкретно меня интересовали занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста. Спросите почему? Есть ряд причин: во-первых, мне интересно самой создавать картины с помощью такого доступного материала как пластилин; во-вторых, я работаю с детьми, которые скоро пойдут в школу, а развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук важно для будущих первоклассников. Занятия пластилинографией развивают умелость рук ребенка, укрепляют силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, происходит хорошая мышечная нагрузка пальцев наших воспитанников. Дети, таким образом, подготавливают руку к освоению довольно сложного навыка, как письмо. Получается, мы готовим детей к занятию письмом, увеличивая уровень их работоспособности в школе и в нее.

Публикация «Консультация „Пластилинография в детском саду“» размещена в разделах

В нашем детском саду я веду кружок «Чудо- пластилин», где занимаются двенадцать мальчиков и девочек. Изучив методики работы с дошкольниками в этом виде техники, я разработала рабочую программу кружка, по ней и работаю. В качестве материалов для написания рабочей программы и своего самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ познакомилась с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста: с маленьких до подготовительной группы. Хочу и с Вами поделиться своими знаниями, опытом работы.

Итак, что же такое пластилинография? Пластилинография является одним из самых «молодых» направлений изобразительного творчества. Пластилинография- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» -значит создавать, изображать, а «пластилин» - материал, используемый в работе. Техника рисования пластилином доступна и проста в исполнении. Она не перегружает детей, является очень увлекательной и интересной. Мне тоже захотелось научить своих детей тому, что умею делать сама, захотелось сделать наши занятия занимательными, нестандартными с элементами новизны.

Рассмотрим, для начала, более подробно все, что связано с пластилинографией в ДОУ.

Какие же цели и задачи ставит перед собой техника пластилинографии?

1. Тактильная активность, проявляемая детьми при играх с пластилином, развивает внимание, мышление, память, восприятие, речь дошкольников.

2. Тренировка ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (у ребенка развивается сила рук, движения рук более согласованны, мышечная нагрузка пальцев подготавливает руку к письму).

3. Воспитание эстетических представлений (у детей формируются знания о сочетании цветов, фактур; они учатся оценивать изобразительное творчество).

4. Развитие усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

5. Знакомство с окружающим миром, развитие познавательного интереса.

6. Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Методы, используемые в работе при знакомстве с техникой пластилинографии :

• наглядность (показываем детям образцы готовых картин и схемы поэтапного выполнения поделки);

• словесные методы работы (рассказ, беседа, объяснение порядка выполнения приема пластилинографии);

• практические методы (дети отрабатывают приемы различных техник, экспериментируют с сочетанием приемов и техник, придумывают различные игровые действия с готовыми поделками).

В ДОУ овладение пластилинографией предполагает использование тех же приемов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционной технике лепки на занятиях с детьми:

• раскатывание «колбасок» - кусочек пластилина раскатывается между ладонями;

• скатывание «шариков» - бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик круговыми движениями ладоней;

• отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;

• прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;

• оттягивание – кончиками пальцев пластилиновой детали придается заостренная форма;

• сплющивание в «блинчики» - пластилиновой детали придается форма лепешки.

Дошкольники знакомятся с новыми приемами, используемыми именно в технике пластилинографии :

• размазыванием – пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;

• примазыванием и придавливанием - соединением деталей для получения цельного сюжета;

• налепливанием – нанесением элементов из пластилина на шаблон;

• заглаживанием – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;

• смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков – в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших группах учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение детьми приемов работы с пластилином для изготовления поделок в традиционной и нетрадиционной техниках ведется параллельно.

Для успешного освоения навыков работы с пластилином и проведения занятий кружка я использовала следующие приемы:

• игровая мотивация- важный стимул развития познавательного интереса воспитанников (создавала проблемную ситуацию и ставила перед детьми проблемную игровую задачу для ее решения, наталкивая их на поиск решения, развивая мыслительные способности детей);

• воспроизведение движений в воздухе (показывала движения в воздухе сама, предлагала детям повторить их);

• совместные действия (если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, вместе с ним выполняла действие);

• работа детей на общем фоне (коллективная деятельность- на больших листах с общим сюжетом композиции. Сначала на рабочих местах дети делали «заготовки», а потом подходили к фону; пока дети не освоили хорошо технику прижима к фону, он находился горизонтально, затем фон располагался вертикально. Такая последовательность позволяла детям менять позу во время занятий);

• стихи, загадки подбирала к теме занятия.

Далее рассмотрим формы работы с дошкольниками по пластилинографии, ведь ею можно заниматься не только со старшими ребятами, но и с младшими воспитанниками:

• первая младшая группа- отдельно с каждым малышом (дети повторяют за педагогом, выкладывают детали поочередно);

• вторая младшая группа- отдельно с каждым малышом и в мини- группах, парах (малыши повторяют выполнение, опираясь на готовый образец, который создавался на их глазах, в мини-группах;

• средняя группа – индивидуальная работа и в парах (изготовление поделок по образцу, самостоятельное планирование и подготовка элементов для поделки);

• старшая и подготовительная группы – индивидуальная работа, работа в мини-группах, коллективная (всей группой) (самостоятельное придумывание сюжетов и материалов воплощения; комбинация пластилинографии, сюжетно-игровая форма выполнения поделки: описывают, рассказывают, обыгрывают и прочее).

Виды пластилинографии, используемые в ДОУ:

• прямая пластилинография -картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесен контур рисунка) Занятия можно начинать проводить уже со второго семестра первой младшей группы;

• витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали дети выкладывают на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесенным заранее контурам). Занятия проводятся со старшими детьми с 5-7 лет;

• контурная лепка- картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения- так ему придается объем, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины, занятия проводят во втором семестре второй младшей группы или в средней группе в зависимости от уровня подготовки детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить из шприца;

• многослойная лепка- изображение получается последовательным нанесением слоев пластилина (из «лепешек» разного цвета делаем «слоеный пирог» от темных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали, занятия проводятся с детьми старших групп;

• мозаичная техника- выкладывание картины шариками из пластилина разного размера, занятия уже проводятся с детьми второй младшей, средней групп;

• модульная лепка- элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и прочее, а затем эти модули собираются в единую композицию;

• фактурная техника- создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф-изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф- образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф- рисунок углубляется в фон, занятия организуются с детьми подготовительной группы.

В основном в ДОУ практикуется эти шесть видов пластилинографии, но я хочу познакомить вас с еще одним видом-это

• Рельефная лепка- создание пластилиновых картин путем нанесения рисунка стекой или наложения формы на основу, такие занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

Что же лучше использовать в работе?

Материалы, приспособления для работы по пластилинографии :

пластилин используем ярких оттенков, поддающийся лепке, нежирный;

• для основы- картон, прозрачный пластик или оргстекло (витражная пластилинография);

• графические трафареты, контурные шаблоны, обычные раскраски;

• дощечки для лепки, стеки, скалочки для раскатывания пластов пластилина, шприц без иглы;

• бросовый материал для декорирования поделок.

Тематика занятий самая разнообразная и пересекается с учебно-образовательной работой дошкольного учреждения. Так, например, перед Днем матери на занятиях по развитию речи мы беседуем с детьми о празднике, учим стихотворение, на занятии по ознакомлению с окружающим миром рассматриваем историю возникновения этого праздника, знакомимся с традициями его празднования, а на пластилинографии делаем поделки для любимых мам.

Занятия кружка «Чудо- пластилин» с детьми старшего дошкольного возраста в нашем детском саду проводятся два раза в неделю, по 30 минут, согласно разработанной мною программе, методическим рекомендациям, с учетом санитарных требований.

Для себя я сделала выводы, что техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием занимаются, открывают

Консультация «Пластилинография в детском саду»

новое и необычное, творчески развиваются, учатся самостоятельности.

Используемая мною для работы методическая литература:

Г. Н. Давыдова «Пластилинография»- Скрипторий,2003;

Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»/Г. Н. Давыдова-М. : Издательство «Скрипторий 2012»,2012-305с;

Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»/Г. Г. Григорьева. -Москва 201687с. ;

И. О. Шницкая «Аппликация из пластилина» Д. : Феникс. 2008;

Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика- Синтез, 2006;

Е. Румянцева «Пластилиновая фантазия» М. ,2009;

Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» М. ,ТЦ- Сфера 2010

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Применение ИКТ в детском саду» В последнее время в системе дошкольного образования происходят довольно заметные изменения. И эти перемены связаны с обновлением, главным.

Консультация «Адаптация в детском саду» Нет ребенка, для которого легко оставить свою маму. Когда до сих пор он был скрыт в вашем уютном доме, а тут его отправляют в большую группу.

Консультация «Досуги в детском саду» Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Консультация родителям по ПДД в детском саду Консультация родителям по ПДД в детском саду. Уважаемые родители! Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других.

Консультация «Лыжи в детском саду» Лыжи в детском саду. Из истории. При археологических раскопках найдены лыжи различных конструкций, относящиеся к VII—VIII вв. н. э. В те.

Сценарий праздника для старшего возраста в детском саду «Первый день осени в детском саду» Сценарий праздника для старшего возраста в детском саду "Первый день осени в детском саду. " Под музыку выходят клоуны. Фантик: Здравствуйте,.

Консультация «Пластилинография в детском саду для детей 6–7 лет»Консультация «Пластилинография в детском саду для детей 6–7 лет» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пластилинография — это один из видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два.

Консультация «Робототехника в детском саду»Консультация «Робототехника в детском саду» Мини- кванториум в «Колокольчике» Как известно жителям нашего города на базе «Жигулевской долины» открылся детский технопарк «Кванториум».

Консультация «Экспериментирование в детском саду» Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДО. Старший дошкольный возраст «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Пластилинография в детском саду»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 17:46
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД