Алла Строганова
Социализация детей дошкольного возраста через воспитание любви к малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
А. И. Строганова
заведующий МДБОУ
«Детский сад комбинированного вида № 53»
Краснодарский край, Красноармейский район,
Ст. Ивановская
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста через воспитание любви к малой Родине» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и лимана, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Ознакомление дошкольников с родной станицей – это знакомство с историей своей станицы, с культурой кубанского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.
Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.
Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если не рассказывать дошкольникам о своей малой родине, ее истории, достопримечательностях, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным краем и страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родной станицы, о ее достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом подтолкнуло к изготовлению программы «Моя родная станица». Настоящий проект предназначен для организации воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Станица Ивановская – одна из старейших черноморских станиц. Основана в 1794 году. Современное название станица получила с 1842 года.
Станица Ивановская расположена в северо-западной части Краснодарского края, на Кубано-Приазовской низменности в 48 километрах от краевого центра, у шоссе Краснодар – Темрюк. До районного центра – станица Полтавская – 28 километров. Ивановская расположена на обоих берегах лимана Великого.
Мы научим детей замечать вокруг себя то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Научим любить и гордиться своей станицей, покажем ее красоту, познакомим с героическими страницами его истории. Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание успешного патриота России.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в старейшей станице Краснодарского края, имеющей глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.
В старшей и в подготовительной группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, выявлена проблема: дети имеют поверхностные знания о родной станице Ивановской, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
В процессе работы по ознакомлению детей с родной станицей, нужно вызвать чувство восхищения своей малой родины, восторга и гордости. Материал подбирается доступный детям дошкольного возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит вне занятий. Используются различные формы работы по ознакомлению с родной станицей.
В процессе бесед, занятий о родной станице, необходимо обязательно использовать наглядный материал: репродукции картин, фотографии, слайды, различные схемы, видеоматериалы и видеоролики, опубликованные в интернете, презентации и т. д.
Язык рассказа должен быть очень простым.
Рассматривая достопримечательности родной станицы достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других.
Педагоги МДБОУ считают, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трё м направлениям:
Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Для успешности социализации в дошкольном возрасте следует расширять круг общения ребенка постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками.
Поэтому следует уделять большое внимание работе над понятием «семья», проводить этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовить подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценировать сказки, рисовать на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применять современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывать ребятам презентации и проводить игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.
В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т. к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.
Совершили мы экскурсию в школьный музей СОШ № 18, где учителя и школьники-экскурсоводы показали, что изучение малой родины продолжается в школьные годы на новом уровне. После посещения музея, дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.