Римма Сташ
Социально-личностное развитие у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-личностное развитие у детей дошкольного возраста.
Кому из родителей и педагогов незнакомы игры и забавы детей, организуемые ими в свободное время в любом месте: дома, во дворе, в детском саду, на улице, на поляне, игровой площадке. Кажется, детей ничего не смущает, даже отсутствие условий для игр и забав. Так быстро и ловко они осваивают и преобразуют любое пространство (иногда при поддержке родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, друзей) приспосабливая его к подвижным сюжетно-игровым играм, игровым шуткам и многому чему интересному им. Некоторые игры захватывают детей надолго, объединяя в разновозрастные группы; другие характерны для детей определенного возраста, склонных к индивидуальным или групповым играм.
Публикация «Социально-личностное развитие у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Внимательный взгляд взрослого на эти игры уловит, что для младших и некоторых старших дошкольников наиболее привлекательными являются преимущественно внешние атрибуты (тетради, мел, карандаши, сбор в школу, звонок на перемену и сама перемена, приход из школы домой.) и новые для многих из них игровые роли ученика. Для большинства же старших дошкольников и младших дошкольников особенно интересным становится проигрывание процесса учения как серьезной, содержательной деятельности, приводящей к определенному результату, важному для детей, и для наблюдающих за ними взрослых.
И как бы ни были заняты родители, бабушки, дедушки, и многие из них, вспоминая свое детство, одобряют подобные игры как весьма серьезные забавы взрослеющих детей. Но бывает и так, что интуиция взрослых наставников ''спит'', а их скептическая усмешка, обидное замечание, окрик или просто запрет могут мгновенно разрушить хрупкий мир сюжетно-ролевой игры, в которой дети самостоятельно пытаются сделать серьезный и трудный шаг почти во взрослую жизнь.
Именно игра при поддержке ближайших взрослых выступает одним из ведущих средств его адаптации к новым требованиям, обеспечивая ему благополучное самочувствие. И с точки зрения ребенка, игра часто остается гораздо более интересной действительностью, «чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание.»
В то же время опыт показывает, что попытка насильственного изгнания взрослыми игры из жизни ребенка вызывает у него стресс, протест, снижение интереса к школе, неуспеваемость, отклонения в поведении, а иногда и в развитии личности. Более того, неприятие взрослыми любимых детьми игр, грубое их прерывание нарушают атмосферу доверия к взрослым, вызывают у детей желание избегать общения с ними, а нередко и затяжные конфликты.
Однако при умелом руководстве со стороны родителей, воспитателей, а позднее -учителей и игра способна творить чудеса. «Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем.» отмечал Е. М. Минскин, известный специалист по детской игре, хранивший и приумножавший течение многих десятилетий XX века ее арсенал. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим».
Опыт показывает - чуткий родитель, воспитатель, социальный педагог используют возможности для того, чтобы сберечь игровой мир детей, научить их новым играм, органично включить в неигровые занятия.
В какой среде играют многие наши дети?
Анализ пространственной и предметно-игровой среды в микрорайонах городского и сельского социума, казалось бы объективно предназначенной для сохранения здоровья и развития детей всех возрастов, нередко обнаруживает, к сожалению, недостаточное использование огромных возможностей природных условий: свежего воздуха в парках, скверах; ландшафтов и пространств вокруг детских садов, в роще, поле, у реки, а также природных и культурных объектов, эстетически привлекательных и неопасных для детей.
Что же такое развивающая предметная среда?
Точное определение сформулировала С. Л. Новоселова, специалист по школьной игре, подчеркивая, что развивающая предметная среда функционально моделирует развитие детской деятельности. Это означает, что среда, отвечающая определению «развивающая», должна своим содержанием обеспечивать не только реализацию детской деятельности, на таком уровне который актуален в данный момент, но и потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, способствуя обогащению ее содержания, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» его дальнейшую перспективу.
Подчеркивая очевидность того, что предметная среда на соответствующих возрастных этапах должна создавать условия для потенциального развития ведущих видов деятельности, но одновременно учитывать особенности развития других ее видов, С. Л, Новоселова сформулировала требования, которые необходимо учитывать при разработке стратегии современной развивающей предметной среды.
Первое требование — в каждый момент жизни ребенка и общение, и
предметная и игровая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная деятельность, но каждая из деятельностей проходит свой путь развития до того момента, в который она становится ведущей.
Вторым требованием, по мнению С. Л. Новоселовой, является соответствие
предметной среды возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу его развития, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития.
Третье требование, логично связанное со вторым, состоит в том, чтобы среда соответствовала структуре когнитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как консервативные (уже известные ребенку)
компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
И наконец, четвертое требование к предметной среде деятельности ребенка вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления сразу же на деле применить те знания, как ясные, так и проблематичные.
Какие игры могут возникать в процессе игрового взаимодействия с дошкольниками?
К ним относятся следующие:
- познавательные;
- режиссерские и игры-драматизации, игры-театрализации;
- тихие, спокойные, организуемые ребенком с игрушками, куклами, в процессе рисования, лепки, конструирования, строительства и т. п. ;
- игры, направленные на снятие мышечных зажимов и психологического напряжения.
Какую же позицию следует занимать родителям во время игровых занятий?
Секрет в том, что позиция должна гибко меняться в зависимости от игровой ситуации и задачи, которую взрослый выстраивает, учитывая настроение, желания и проблемы ребенка. Так, в педагогически направленной игре взрослый - организатор и арбитр, ведущий и интрепретатор игровых действий детей. В спонтанной игре детей, взрослый - равноправный партнер по игре, подчиняющийся ее правилам, тем самым снимающий дистанцию между собой и ребенком, завоевывающий его доверие и раскрепощающий его. Помимо этого, в этой игре он «идеальный» родитель, обеспечивающий ребенку полнокровное переживание и часто так недостающее ему чувство родительского тепла. Но в любом игровом взаимодействии с ребенком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнером, организатором, комментатором.
Родителю и мне нередко приходится успокаивать конфликтующих во время игр или не в меру расшалившихся детей, среди которых встречаются агрессивно настроенные, даже жестокие в поступках. В этих сложных случаях пригодятся знания о технологиях игровой коррекции.
Родителю и мне очень важно научиться распознавать агрессивные средства общения детей : физические, вербальные, мимические и пантомимические (использование угрожающих и оскорбляющих жестов, поз). Если отношения приобретают оттенок неигровых, угрожающих кому-нибудь, игру следует остановить, детей рассадить на стулья, успокоить и лишь после этого по очереди терпеливо выслушать каждого.
Есть еще одна мотивация проявления агрессии детей в игре- нарушение игровых правил одних из участников, что является причиной изменения логики игры и даже ее разрушения. Надо знать, что дети хорошо усваивают и соблюдают правила игры, установленные в одних играх кем-то, в других- самими участниками игры.
Для своевременного предотвращения детской агрессии родителям и нам следует учитывать, что мальчики в конфликтных ситуациях чаще применяют физическое и деструктивное насилие, а девочки - вербальное, мимическое и пантомимическое.
Взрослым следует помнить, что обилие дорогих игрушек в доме не гарантирует благополучное развитие личности ребенка, его добросердечности и отзывчивости. Агрессивные в игре и неуверенные дети часто формируются под влиянием авторитарных родителей и воспитателей. А игра и авторитаризм несовместимы. Играть ребенку под психологическим давлением значимого взрослого невозможно, но отразить агрессивные тенденции можно в полной мере. Вот почему игра - мощное игровое средство диагностики и коррекции агрессии.
Завершая обсуждение воспитательных возможностей организации игровой среды, еще раз акцентируем внимание взрослых на чрезвычайной значимости для детей их участия в ребячьих играх.
Вряд ли есть более желанное занятие для детей, чем общение с близкими взрослыми, со старшими братьями, сестрами, а также с воспитателями в процессе совместных игр в целесообразно организованной игровой среде. Именно в таком виде общения и дети, и взрослые приобретают столь редкие, тонкие и необходимые дары, как чувство юмора, взаимопонимание, толерантность, как никогда необходимые сегодня в противоречивом и жестком мире! А для взрослых это самый короткий и радостный путь к душе ребенка.