Марина Владимировна Ющеня
Социально-педагогические условия для формирования здорового образа жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – особый период жизни человека, когда определяются основные особенности его характера, зависящие от окружающей среды, отношения к нему родных, общества, государства.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы, которые возникают как по инициативе самого ребёнка, так и по вине его окружения. Здесь можно оговорить и о доле вины школы, которая не отвечает современным требованиям гигиены и возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление детей и провоцирует рост заболеваний.
Публикация «Социально-педагогические условия для формирования здорового образа жизни детей» размещена в разделах
В этой связи проблема сохранения и защиты прав ребёнка на охрану здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.
Однако в теории воспитания акцент ставится преимущественно на сохранении и формировании здоровья через пропаганду здорового образа жизни. [19;324]
Формирование здорового образа жизни осуществляется через ряд условий. Само понятие «условие» имеет широкий спектр определений. Нам наиболее подходит определение которое дал Ожегов С. И. в Толковом словаре: условие – это обстановка, в которой происходит осуществляется что-нибудь; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.
Л. Н. Войт д. м. н., профессором, заведующей кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО Амурской государственной медицинской академии даёт определение условия жизни – условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.). [3;7]
Существует несколько видов условий, факторов формирующих здоровый образ жизни [1;118] :
1. Экономические условия : экономический фактор обладает двумя главными гранями. Во-первых, формирование сознания здорового образа жизни требует целенаправленных издержек государства. С другой стороны, сознание здорового образа жизни является фактом, непосредственно связанным с жизненными условиями человека и его экономическими возможностями. Следовательно, экономический рост общества и семьи является основой повышения условий здорового образа жизни.
2. Социальные условия : Человек живет в общественной среде, представляет собой общественное явление, в этой связи, имеющиеся в обществе социальные ценности оказывают свое влияние на человека. Такое влияние может быть как положительным, так и негативным. Роль социального фактора в формировании человека, в формировании его сознания огромна. Также с педагогических точек зрения очень важно проявляемое обществом отношение к сознанию здорового образа жизни, что оценивается как один из главных факторов в этой сфере. Если окружающая учащегося среда основана на ценностях здоровья, формирование в нем сознания здорового образа жизни протекает намного легче и эффективнее, а если нет, то и результат будет соответственный.
3. Антропогенные условия : На сегодняшний день сознание здорового образа жизни человека не может существовать без воздействия антропогенных факторов окружающей среды. Антропогенные факторы, в связи с осознанной или не осознанной деятельностью человека, приводят к огромным изменениям окружающей среды. В результате меняются и условия обитания человека. В этой связи, человеческое сознание является не только социально-психологическим явлением, в его формировании важное значение приобретают экологические, природные и генетические факторы. Все человеческие свойства, характеризующие его как антропогенное существо, оставляют свои следы на сознании здорового образа жизни.
4. Политические условия : Процесс формирования сознания здорового образа жизни зависит не только от уровня образовательной системы, а также связан с отношением к рассматриваемому вопросу, и политической волей существующей политической системы к данной актуальной проблематике.
5. Исторические условия : сознание здорового образа жизни считается явлением историческим. Ибо, как только человечество сформировалось в качестве социального явления, его интересуют вопросы собственного здоровья, правила охраны здоровья, правила достижения долголетия. Вопросы сознания здорового образа жизни являлись неотъемлемой составной частью всех древних цивилизаций. В частности Греко-Римской, Древнее Китайской, Древнеиндийской, Согдийской культур, Египетской культуры, а также всех существующих религиозных конфессий (христианской, еврейской, буддийской, исламской). Еще в те времена были разработаны различные аспекты и рецепты охраны здоровья человека, примитивные навыки оказания медицинской помощи. Следовательно, весь накопленный на сегодня багаж знаний и опытй по формированию сознания здорового образа жизни является составной частью современного сознания ЗОЖ.
6. Педагогические условия : сознание здорового образа жизни эффективно формируется лишь в процессе целенаправленного педагогического процесса, и может дать педагогические результаты. Раз уж так, для превращения сознания здорового образа жизни в сознание массовое, необходимо формировать целенаправленный, непрерывный, системный педагогический процесс. Без этого педагогического процесса невозможно сформировать полноценное сознание здорового образа жизни. Педагогический аспект сознания здорового образа жизни проявляется в своеобразных педагогических концепциях, средствах, методах, а также используемых педагогических формах. Следовательно, наше время диктует необходимость разработки единого педагогического стандарта и методологии по формированию сознания здорового образа жизни с применением современных педагогических инноваций.
7. Психологические условия : каждый человек имеет свои неповторимые черты характера и особенности. Психология человека и есть тот аспект, который создает эту особенность и неповторимость. Без учета психологии человека как личности, невозможно определить актуальные задачи и приоритетные направления формирования сознания здорового образа жизни данной личности. По этому, при формировании сознания здорового образа жизни требуется уделять особое внимание фактору человеческой психологии.
8. Национально-ментальные факторы: в структуре национальных ценностей, обрядов и традиций, морально-этических норм и эстетического воззрения каждого народа, каждой нации изначально существуют идеи сознания здорового образа жизни. В составе российских национальных ценностей такие афоризмы, как «В здоровом теле – здоровый ум», «Здоровье - бесценный дар», «Здоровье - дороже золота» с древних времен впитывались в сознание наших предков. Следовательно, приобретает особое значение систематизация и упорядочение всех знаний и опыта о здоровье и сознании здорового образа жизни, накопленных в системе национальных ценностей нашего народа.
9. Интегрированные факторы: Педагогический процесс современности требует интеграции различных социальных сфер. Система педагогических наук и масштабы ее аспектов изо дня в день разветвляются. Следовательно, процесс формирования сознания здорового образа жизни может дать желаемый успех через плановую ориентацию различных социальных и педагогических аспектов на исследуемую цель.
Следуя из всего выше сказанного можно с уверенностью сказать, что социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей связаны со становление ребёнка в качестве субъекта социально-педагогических отношений, поддерживающим целенаправленное применение здоровьесберегающих и здоровьформирующих технологий в процессе обучения, воспитания, повышающих адаптивные механизмы детей и формирующих у детей активную жизненную позицию в социуме, а так же психологическую культуру личности.
Данные условия реализуются через социально-педагогическую деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Данные условия реализуются через охранно-защитной функции социального педагога, составляющей частью которой является забота о здоровье подопечных. К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести :
• социально-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка;
• щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие :
1) Профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
2) Гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
3) Способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
4) Умение предупреждать собственные неврозы и устранять социо -психолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;
5) Позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
6) Учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
7) Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья. [21;70]
Для реализации поставленных задач социальный педагог придерживается ряд международных и федеральных нормативных документов. В интересах детства в 1989 г. была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка» [6], в которой утверждается право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства, подписавшие данную Конвенцию, в том числе и Россия, обязались принимать необходимые меры для (ст. 24) :
1) Снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;
2) Борьбы с болезнями и недоедание;
3) Предоставление матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды;
4) Развитие просветительской работы и услуг в области профилактической, медицинской помощи и планирования семьи.
В главном законе РФ - Конституции прописаны права граждан на охрану здоровья, в том числе и несовершеннолетних:
1) В РФ охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7);
2) Каждый имеет право на жизнь (ст. 20);
3) Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей (ст. 39);
4) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается бесплатно (ст. 41).
Социальному педагогу необходимо учитывать, так же и Закону РФ «Об охране здоровья граждан» [24;148], согласно которому определенные права имеют и несовершеннолетние, например:
1) право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ (ст. 24).
2) право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;
3) право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям |и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;
5) право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
6) Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
Отдельно закон рассматривает права инвалидов. В частности, согласно ст. 27, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.
Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании" [23]. Так в ст. 41 прописаны меры направленные на охрану здоровья детей обучающихся в образовательных учреждениях :
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Из всего выше сказанного следует выделить основные направления социально-педагогической работы по формированию здорового образа жизни у учащихся :
1) вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
2) обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима школе и семье;
3) целенаправленное обучение способам наблюдения за своим
4) состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
5) формирование экокультуры детей;
6) пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей,
7) здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
8) информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
9) контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутри школьной жизни.
Список используемой литературы
1. Атаханова С. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи / С. Атаханова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т. 2. — С. 118-120.
2. Войт Л. Н. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для студентов педиатрического и лечебного факультетов, слушателей ФПК, преподавателей по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Благовещенск: АГМА, 2008
3. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
4. Соловьёв Г. М. «Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры». Ставрополь СГУ. 2007
5. Справочник социального педгога : 5-11 классы / Авт. -сост. Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. И допол. – М: ВАКА, 2007
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2008