Ирина Оськина
Социальное развитие дошкольников средствами игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, поэтому социализация ребенка проходит именно в игре. В этот период ребенок делает первые шаги, в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе, осваивает основные нормы и социальные отношения. Игры в которые обычно играют дети можно разделить на 3 основные группы:
1 группа – это подвижные игры. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания детей. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.
Публикация «Социальное развитие дошкольников средствами игры» размещена в разделах
2 группа – дидактические игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с разными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление.
3 группа - творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.
Наибольшее значение для социализации ребенка имеет сюжетно-ролевая игра. Поговорим о ней подробнее. В ролевой игре в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых - своеобразная форма участия их в жизни взрослых… Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми. Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и общественные отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, ее содержанию.
Как же руководить детскими играми? Руководить детской игрой лучше всего, играя вместе с ними. Кроме непосредственного участия в игре можно сделать детям указания по ходу игры или подобрать соответствующие игрушки. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавливают воображение детей, лишают игру ее педагогического значения. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре. Как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детским замыслом, бережно относиться к творческой выдумке. Педагог оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета. Иногда содержание игр довольно бедное, не смотря на то, что у детей имеется достаточно сведений об окружающем, знании в игре не отражаются. Причиной такого явления м. б. недостаточная эмоциональность занятия, сухость методики наблюдении, чтения, рассказывания.
Наблюдения за деятельностью взрослых – основное средство обогащения содержания игры у старших дошкольников. Непосредственные наблюдения должны дополняться художественными рассказами, рассматриванием иллюстрации. В старшем дошкольном возрасте сюжеты многих игр черпаются из книг. Бывает и так, что налицо и знания, и интерес к теме, но игра не затевается, дети как будто не догадываются о возможном интересном сюжете игры. В таких случаях толчком к игре служит напоминание о проведенной экскурсии, прочитанной книге. У маленьких детей (3-4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться педагог, подбирая игрушки и разные предметы. В старшем возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей. Способность идти от мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это дает право педагогу учить их ставить в игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, что бы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать умение детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.
С усложнением содержания игры (примерно на 5 году жизни, а иногда и раньше) возникает необходимость наметить, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими он еще не умеет. Тут особенно важна помощь педагога. Влияние на распределение ролей, составление некоторого плана действий, педагог выполняет 2 важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию других чувств. Педагог приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы. Подготовительная работа увлекает детей, причем часто они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Роль педагога на этом этапе состоит в том, что бы поддерживать, пробуждать инициативу ребят, если требуется, расширять их сведения об изображаемом, показывать приемы изготовления нужных для игры вещей. При этом бережно относится к выдумке детей, сохранить их самостоятельность. А теперь, давайте более подробно рассмотрим, как педагог может руководить детской игрой. Игра,Почта, Педагогу первоначально нужно провести предварительную беседу с детьми:
-педагог рассказывает детям о том, что звери и птицы могут доставлять почту так же как транспорт и люди;
-ознакомляет с процессом получения бумаги, на которой печатаются журналы и газеты;
-объясняет, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.
Педагог должен подобрать необходимые для игры атрибуты : костюмы, посылки, бандероли, письма, шапка почтальона, сумка, почтовый ящик, телефон, телеграфный аппарат. Для того, чтобы заинтересовать детей необходимо создать проблемную ситуацию:
-дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья. Задача детей – организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы;
-собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина и пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей – собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
Т. о. через информационную часть педагог систематизирует, активизирует знания детей и их социальный опыт, а после создания проблемной ситуации, дети в процессе игры применяют этот опыт на практике. Все мы осознаем, что в данный момент отношение между людьми стали зыбкими, и носят практический характер, а нравственные отношения отходят на второй план. С этой целью экономического развития детей и сохранения нравственных норм и отношении, мы должны проводить такие сюжетно-ролевые игры как,Банкомат, ,Супермаркет, ,Сбербанк, Именно в них дети могут научиться экономически – грамотным отношением с позиции нравственности.