Лариса Надейкина
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
В недавнем прошлом привычным было, что ребенок чаще всего выступает в качестве объекта педагогической деятельности: воспитатели дают дошкольникам готовые знания (следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо и пр.) и шаблоны выполнения действий (рисование, лепка, шитье и пр., почти не давая малышам свободы в выборе и возможности самостоятельно прийти к чему-либо.
Но, на мой взгляд, без активного участия самих детей в педагогическом процессе эффективное педагогическое взаимодействие невозможно.
Публикация «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений» размещена в разделах
Я считаю, что развитие ребенка происходит тогда, когда он сам проявляет активность, взаимодействует с миром, сам свободно определяет характер этой активности. В этом случае речь идет об отношениях педагога и ребенка. Для этого они должны не просто влиять друг на друга, но воспринимать друг друга как равноправных субъектов общения. Другими словами, педагог должен перевести ребенка на позицию субъекта.
Эта переориентация к стимулированию саморазвития и самореализации обучающихся характерна в целом для педагогики конца 20 - начала 21 вв. : поощряется не подача готового материала педагогом, а создание им проблемных ситуаций, которые преодолеваются детьми самостоятельно.
Достичь новых задач, стоящих перед образованием, позволяет самостоятельная работа детей. Это понятие в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя. Это значит, что воспитатель не навязывает детям готовых решений, но не дают им безграничной свободы, а как бы направляют их, подталкивают и т. д. Один из видов самостоятельной работы детей — проектная деятельность.
Согласно толковому словарю Ожегова, проект - «разработанный план, предварительный текст какого-либо документа, замысел, план». Метод проекта — способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая всегда завершается реальным результатом. Проект в педагогической деятельности — это самостоятельная творческая завершенная работа детей, соответствующая их возрастным возможностям и выполненная в соответствии с заданным алгоритмом.
Суть проектного метода прекрасно иллюстрирует китайская пословица:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.