Лучший педагог года

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности

Гульсина Хасанова
Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности

I часть

Осень

Педагог продолжает проводить с детьми целенаправленную работу по восприятию красоты осенних цветов, ягод, овощей, кустарников и деревьев. Привлекает внимание детей на то, как осенняя окраска листьев с преобладанием желтых, оранжевых, и коричневых тонов придает пейзажу особую чарующую силу. Обращает внимание на то, что красный цвет встречается чаще (листья осины и рябины разных видов: красной, черноплодной). Педагог рассматривает с детьми красиво цветущие осенние цветы (астры, хризантемы, агератум, бархатцы, настурция, анютины глазки и т. д., которые дают богатейший материал для развития их эстетического восприятия.

Публикация «Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности» размещена в разделах

Наблюдения за объектами «Зимнего сада» и уголка природы.

Осенью уголок природы в старшей группе пополняется новыми растениями, которые размножаются разными способами: семенами (бегония всегдацветущая, цикламен, делением куста (аспарагус, герань, клубнями (глоксиния, цикламен, луковицами (амараллис, эухарис) и др. Усложняются задачи, которые необходимо решать воспитателю. Особый интерес представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений, в том числе и недавно размноженных. Это сложный вид наблюдений: изменения происходят в течение довольно длительного времени, поэтому важно использовать специальные мерки – маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков, а также плодов, если они появляются. Периодичность таких наблюдений – не чаще одного раза в неделю. Отмеченные изменения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Форму фиксации ребенок может выбрать сам: рисунок, схема, аппликация, модель.

Для длительных наблюдений за ростом и развитием растений можно подобрать коллекцию из молодых быстрорастущих растений (герань, зефирантес-выскочка, плющ, бегония, колеус, гортензия и другие).

В старшем дошкольном возрасте необходимо организовать систему опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений. Для этого лучше взять те растения, которые достаточно быстро реагируют на изменения определенного фактора среды (свет, влага) и восстанавливают свое первоначальное состояние. Так, опыт по выявлению потребности растения во влаге можно провести с влаголюбивыми растениями (бальзамин, колеус). Перед проведением опыта воспитатель продумывает, в какой форме будут отражаться его результаты, готовит необходимые материалы и пособия, например карты для зарисовки этапов опыта. Результаты опыта должны использоваться детьми в повседневном труде по уходу за растениями уголка природы. Для этого карту можно поместить в уголок природы. Воспитатель, контролируя работу дежурных, проверяет умения видеть состояние растения, своевременно поливать его. В старшей группе проводятся и другие опыты (выявление потребностей растений в свете, почвенном питании, тепле). Интерес у детей вызывают простейшие опыты, убеждающие в том, что растения - живые существа. Они питаются, двигаются, размножаются, растут и даже приспосабливаются к окружающей среде.

Не менее интересным для детей является внесенное в помещение растения с землей (перец) и цветами с клумб и цветника (мать-и-мачеха, фиалка, астры, герань, колеус и др.) в групповое помещение. Гербарии готовят на темы по месту сбора растений (например, «Цветы нашего участка») или по времени цветения растений (например, «Весенние цветы», «Осенние цветы»).

Наблюдения и труд на участке детского сада.

Осенью педагог обращает внимание детей на красоту растительного мира, способствует формированию основ эстетико-культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры. Побуждает детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости, что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что цветы приятно пахнут. В это время года дошкольников знакомят с последними осенними цветами. Педагог дает детям задание, рассчитанное на продолжительный период времени, например наблюдать и ухаживать за кустом астр. Дети связывают свои наблюдения за состоянием растений с временем года: осенью трава увядает, цветы отцветают, потому что становится холодно. С помощью воспитателя дошкольники пересаживают несколько растений (астры, петунию, табак, бархатцы, львиный зев и др.) из цветника в групповую комнату; наблюдая за ними, узнают что в теплой комнате они продолжают цвести. Упражнять детей в назывании растений и их частей можно при рассматривании клумбы, а также при составлении загадки-описания растений.

Рассматривание растений осуществляется в течение всего сезона. Однако особое внимание детей следует обратить на их состояние в начале осени, в середине (золотая осень) и в период поздней осени. Содержанием наблюдений на целевых прогулках могут стать первые признаки осени (покраснение плодов рябины, листьев некоторых деревьев и кустов, созревание плодов, полное расцвечивание листьев, затем листопад и оголенные деревья и кусты поздней осенью. Наряду с деревьями и кустами важно рассмотреть и травянистые растения цветника, огорода, дикорастущие растения. В процессе наблюдений воспитатель вместе с детьми устанавливает причины происходящих изменений, задает вопросы: Что изменилось? Почему?

Осенью проводят сбор семян виолы (анютиных глазок, ноготков, бархатцев, циннии, настурции, бобов. Во время сбора дети рассматривают растения, узнают знакомые им

семена, находят коробочки разной формы, стручки и др. Семена сортируют и раскладывают в пакетики, на которые наклеивают картинки с изображениями цветов.

Под руководством педагога дети собирают последний урожай с огорода. Воспитатель обращает их внимание на окраску овощей, величину (размер, на изменения, связанные с созреванием (помидоры стали красными, капуста – белой).

Осенью проводится работа по уборке огорода и цветника к зиме: дети сгребают листья, выдергивают оставшиеся сорняки, свозят ботву в ямы, удобряют почву. Совместно с педагогом дети копают картофель, собирают его, помещают на хранение.

Также продолжается работа на цветнике и ягоднике, где дети совместно с воспитателем подготавливают растения к зиме (многолетники, ягодник утепляют листьями, травой). Дети совместно с родителями, педагогами собирают коллекционный растительный материал – мхи, лишайники, грибы, кора, гербарии, коллекции плодов и семян, шишек.

Зима

Педагог развивает у детей способность к образному восприятию красоты растительного мира, способствует обогащению чувственно-эмоциональной сферы, совершенствованию эстетико-экологического восприятия объектов природы.

Работа в уголке природы.

Работа по ознакомлению дошкольников с природой продолжается и зимой. Этот период необходимо использовать для того, чтобы дети усвоили знания об охране животных и растений.

Педагог продолжает обучать детей уходу за растениями в уголке природы. Рассказывает, что одни растения не прекращают роста и зимой; другие находятся в состоянии относительного покоя и нарушать его не следует. Последние следует помещать в самое прохладное, но светлое место; поливать их нужно как можно меньше, но не доводить до увядания.

Содержание ухода входит рыхление комнатных растений. Дети сами определяют, когда его надо провести (по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки). Педагог объясняет, что, если корни расположены близко к поверхности земли (традесканция, бегония, рыхлить надо с особенной осторожностью. Дети овладевают новыми приемами содержания растений в чистоте и закрепляют усвоенные ранее. Так, они учатся обрызгивать растения с нежными мелкими листочками, очищать пыль с ворсистых листьев камнеломки, бегонии рекс. Воспитатель напоминает, что от тщательности и аккуратности их действий зависят нормальный рост и развитие растений.

Чтобы выяснить, как дети освоили приемы ухода за растениями, педагог проводит контрольные занятия. На них он предлагает детям задачи для самостоятельного решения (что надо делать? для чего? как делать все по правилам, проверяет, как каждый ребенок выполняет все процессы (рыхлит землю, поливает растение, моет его).

В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомятся с различными посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). Им показывают и объясняют прием выгонки из луковиц цветущих растений: тюльпанов, нарциссов, гиацинтов. При этом педагог опирается на уже имеющийся у детей опыт. Так, он предлагает им вспомнить и рассказать, как сажают луковицы.

Целесообразно посадить на так называемым «комнатном огороде» корнеплоды свеклу, морковь (на зелень для животных).

Из семян выращивают цветущие растения для групповой комнаты (турецкие бобы, настурцию, душистый горошек) и для выгонки рассады (анютины глазки, табак, астры, бархатцы).

Интересно осуществить с детьми опыты по выявлению потребностей растений в свете, в тепле.

Посадки и посевы на зелень (овощи, злаковые, пряности, посадки семенами лимона, граната, витаминная грядка, посевы и посадки плодовых комнатных растений (апельсин, мандарин).

Наблюдение и труд на участке детского сада.

Детям старшего дошкольного возраста важно показать, что зимой деревья, кустарники, цветы многолетники не погибают, а только прекращают свой рост. Воспитатель после первого сильного снегопада организует с детьми осмотр деревьев и кустарников своего

участка. Детям объясняет, что деревья и кусты зимой отдыхают. К их корням нужно подгребать снег, чтобы они не замерзли.

Во время наблюдений за погодой воспитателю необходимо обратить внимание детей на солнце, время его восхода и захода. В начале зимы дни становятся короче, в январе начинают удлиняться. Следует отметить признаки наступающей зимы: холод, мороз, снег, замерзшая земля. Можно привлечь детей к измерению толщины снежного покрова, рассматриванию снежинок, установлению зависимости свойств снега от температурных условий. Следует показать детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз - отдельные снежинки, в теплую погоду - хлопья, при похолодании - в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки. В конце зимы следует отметить изменения погоды, свойств снега в связи с потеплением. Воспитатель должен организовать труд на участке (уборка снега на своей площадке, помощь малышам, устройство ледяных дорожек, встряхивание снега с ветвей кустов и деревьев. Особенно интересны зимой наблюдения за поведением птиц, их образом жизни. Воспитатель отмечает общее и различное в поведении разных птиц в различную погоду, предлагает детям понаблюдать, как ведут себя птицы у кормушки, учит отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.

Публикации по теме:

Краски осениКраски осени Осень поражает нас своей красотой и многоцветием. Какая же осень без аппликации из осенних листьев. Конечно к нам, в Краснодарский край,.

Выставка детских рисунков. «Осенняя сказка»Выставка детских рисунков. «Осенняя сказка» Вот и наступила осенняя пора. Осень богата разнообразием пейзажей - ярких, красочных. Дети нашей группы сразу это заметили и так как они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности
Опубликовано: 19 марта 2015 в 19:27
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД