Елена Босий
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье сегодня рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние тела, которое позволяет человеку активно добиваться в своей жизни успеха в различных видах деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой, необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании навыков человека.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
От рождения до семи лет у детей закладываются основы здоровья и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, жизнерадостными, сильными – это задача не только родителей, но и любой дошкольной образовательной организации. Болезненный, физически плохо развитый ребенок, как правило, задерживается в развитии: плохая память, быстрая утомляемость, задержка в речевом развитии, внимание. У такого ребенка, часто нет настроения, процессы социализации и адаптации плохо проходят. Физическая слабость, также вызывает множество нарушений в деятельности организма, что не только приводит к снижению работоспособности, но и ослабляет волю ребенка.
Главным принципом воспитания здорового ребенка в детском саду является создание здоровьесберегающего образовательного пространства, которое учитывает индивидуальные возрастные особенности дошкольника, соответствует его функциональным возможностям и определяет необходимые и достаточные условия для развития.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного и оздоровительного процесса. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности детского сада должно являться сохранение всех аспектов здоровья ребенка – соматического, физического, психического, социального, духовно-нравственного.
Поскольку грамотно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего самочувствия, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем организма ребенка, активизации коммуникативного взаимодействия в группе и обществе, дает хорошую основу для развития способностей личности ребенка. Поэтому необходимо развивать физическое воспитание детей дошкольного возраста новыми приемами, методами и формами, которые соответствуют требованиям времени, общества и государства. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:
1. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
Считая, что на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника, необходимо стремиться активизировать семью для решения проблем воспитания, обучения, оздоровления и тесно сотрудничать с ними по проблеме формирования здорового образа жизни воспитанников.
Достижению устойчивых положительных результатов в работе с детьми по данному направлению способствует систематичность и последовательность в организации здоровьесберегающего процесса, постоянная забота о совершенствовании системы работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Список используемой литературы:
1. Рябышева, О. И. Здоровьесберегающая среда детского сада. / О. И. Рябышева. Л. А. Ленецкая. - Управление ДОУ – 2015 - № 1. - С. 22-25.
2. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. / Н. В. Сократов. - М. : ТЦ Сфера, 2015 г. 3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. / Э. Я. Степаненкова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Харченко, Т. Е. Организация двигательной деятельности в детском саду. / Т. Е. Харченко. – Детство – Пресс – Москва, 2010- 176.