Анастасия Кулишова
Сохранение здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Цель работы – Изучение особенностей формирования сохранения здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения.
Предмет исследования – Процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Методы исследования – Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, педагогическое наблюдение.
Публикация «Сохранение здоровья дошкольников в процессе воспитания и обучения» размещена в разделах
Результат работы – Изучены теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; сформированы представления о здоровом образе жизни у дошкольников; Рассмотрена организация рационального режима дня в детском саду.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, рациональный режим, правильное питание, двигательная деятельность, утренняя гимнастика.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Фундамент формирования психического и физического здоровья человека закладывается ещё в раннем детстве. В дошкольном возрасте происходит становление функциональных систем организма, данный период характеризуется интенсивным развитием органов и физических способностей, закладываются отношение к окружающим и к себе, основные черты характера. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, который не повторяется на протяжении последующей жизни.
Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Организация работы с дошкольниками должна соответствовать требованиям ФГОС, чтобы были созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей. Рациональный и организованный режим дня неотъемлемая часть педагогического воспитания. В дошкольный период важно выработать у ребенка понимание полезности режима дня, научить правильно планировать день. В каждом дошкольном образовательном учреждении режим дня может различаться, но все они придерживаются общих единых правил.
Режим дня ребенка-дошкольника – это оптимальное чередование отдыха и активности: сна, прогулок, питания, обучения, игр.
Соблюдение режима дня в жизни дошкольника обеспечивает высокую работоспособность ребенка. У него выстраивается определенный биологический ритм, формируется система чередующихся условных рефлексов. Это облегчает организму выполнение его работы, физиологически подготавливая организм к предстоящей деятельности, будь то сон, прием пищи и т. п.
Отсутствие стабильного режима создает большую нагрузку на нервную систему детей, что приводит к переутомлению и перевозбуждению от усталости. Особенно неблагоприятно отклонения в режиме дня сказываются на состоянии ребенка, имеющего какие-либо особенности развития, так как функциональные возможности его организма могут быть снижены.
Главными условиями рационального режима дня дошкольника являются :
-осуществление приема пищи в постоянное определённое время;
-дневной 2-2,5 часовой сон в установленное распорядком время;
-обязательные уличные прогулки и активная двигательная деятельность;
-образовательные занятия в первой половине дня;
-самостоятельная деятельность детей.
Правильное питание одна из основ здорового образа жизни. От него зависит эмоциональный интеллект и физическое развитие ребёнка. В каждом детском саду меню разработано медицинским работником и утверждено в соответствии с официальными требованиями Роспотребнадзора.
Блюда должны соответствовать правилам и возрасту детей, быть сбалансированы, иметь правильную консистенцию и суточную норму калорий в зависимости от возрастной группы детей. Продукты должны сочетаться между собой во время одного приема пищи и не подвергаться жарке, только тушению, варке и запеканию. Для детей с аллергией рацион питания корректируется.
Двигательная активность является врожденной и жизненно важной потребностью любого человека. Детский организм особенно требует и нуждается в двигательной деятельности, именно поэтому в каждом детском саду уделяют глобальное внимание рациональному планированию двигательной активности.
В детском саду оборудованы физкультурный и музыкальный зал, оснащённые инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Групповые участки оснащены горками, скамейками, лестницами для лазания, дугами для перешагивания и необходимый различный инвентарь, такие как мячи, переносные ворота, кольца для забрасывания и т. д.
Подвижные игры как одна из различных форм двигательной активности обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект. Рациональное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности детей позволяет избежать гиподинамии, обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр, сформировать привычку к здоровому образу жизни, создать оптимальные условия для обеспечения детей в детском саду и семье.
Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в
гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических
упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
После дневного сна проводится гимнастика по коррекционным коврикам. На каждом образовательном занятии проводятся физкультминутки способствующие снятию напряжения и разгрузке. Прогулки и игры на свежем воздухе особенно в зимний период укрепляют иммунитет, повышают двигательную активность ребёнка и дарят хорошее настроение.
Только целостное соблюдение основных компонентов здорового образа жизни позволит сформировать у детей представление ценности своего здоровья. Осуществить главные задачи образовательных учреждений и родителей в процессе воспитания и обучения детей. Создать устойчивую мотивацию занятиями спортом и любви к себе, потребности в сохранении своего собственного здоровья.
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-пресс, 2005
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. [Текст] - М. : Педагогическое общество России, 2005.