Татьяна Потылицина
Сопровождение адаптации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни, которая может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Чтобы этого не происходило, и ребенок мог сравнительно безболезненно легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям детского сада, возникает необходимость в сопровождении процесса адаптации. Для организации этого процесса необходимо также знать психологические предпосылки адаптации детей, которые в настоящее время еще до конца не известны, и поэтому не разработан окончательно арсенал практических средств, действующих с максимальной эффективностью.
Публикация «Сопровождение адаптации в ДОУ» размещена в разделах
Адаптация детей раннего возраста будет более успешной, если организовать психологическое сопровождение адаптации, предусматривающее:
• Организация работы с родителями
• Организация работы с детьми
• Организация предметно-пространственной среды в группе
В качестве предпосылок для возникновения проблем адаптации разными исследователями на разных основаниях выделяется ряд классификаций, где общим является то, что дети не могут быстро адаптироваться или из-за привязанности к семье и маме, или из-за стиля взаимодействия воспитателя с детьми, или из-за неумения включиться в жизнь группы сверстников. Также отдельно выделяется такая причина как новые требования к распорядку жизни. В это время происходит развитие кризиса 3-х лет, что также добавляет проблем в адаптации ребенка.
Для того, чтобы помочь детям справиться с проблемами адаптации, существует такое направление психологической работы как «сопровождение». Психологическое сопровождение социальной адаптации сегодня понимается как поддержка психически здоровых детей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.
Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни — быть ее автором и творцом.
В сопровождении социальной адаптации, как в разворачивающемся во времени процессе, можно выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание, служащая основой для постановки целей последующего сопровождения; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Также в процессе сопровождения важно учитывать возрастные особенности ребенка, его ведущую деятельность и строить процесс сопровождения с применением тех форм и средств, которые естественным образом будут включены в общую деятельность ребенка.