Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Тема: Сорняки - наши злейшие враги

Цели урока:

Обучающие: ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.

Воспитывающие: воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.

Развивающие: развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: Стенд «Сорняки - наши злейшие враги». Герба-рий и семена сорняков, метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление нового материала

4. Задание на дом

5. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

(на доске название темы урока и план занятия)

1. Вред сорных растений.

2. Приспособленность сорняков к условиям жизни.

3. Способы распространения сорняков.

4. Основные группы сорняков и их характеристика.

5. Меры борьбы с сорняками.

6. Определение плотности распространения сорняков.

7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков.

2. Объяснение нового материала.

- Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки, то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

- Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.

- Ребята, видели ли вы сорняки, которые обвивают стебли куль-турных растений?

- Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

- Такие сорняки, как вьюнок, гречишка вьюнковая, вызывают по-легание хлебов, что затрудняет механизированную уборку урожая. Но есть сорняки - паразиты: они прикрепляются присосками к корням или стеблям растения - хозяина и высасывают из него питательные вещества, в результате чего культурное растение истощается и гибнет. К таким па-разитам относятся повилика и заразиха подсолнечная.

Заразиха подсолнечная паразитирует на корнях подсолнечника, повилика - на стеблях клевера, малины, крыжовника. Многие виды насе-комых сначала поселяются на сорняках и размножаются на них, а затем переходят на культурные растения и повреждают их. На листьях вьюн-ка, лебеды и осота откладывают яйца бабочка озимая совка, её гусеницы перебираются на всходы озимых и сильно повреждают их. На сорняках развивается множество грибов - паразитов (ржавчина, головня, мучни-стая роса, споры, которых вызывают заболевание культурных расте-ний.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

- А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой, приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.

Многолетние сорняки: осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами: пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки, размно-жаются семенами и корневищами.

Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.

Однолетние сорняки: лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков, их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.

Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки, которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки. Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.

-А кто знает стихотворения и загадки про сорняки?

Один из учащихся рассказывает стихотворение:

Ты красив в венке душистом,

А никак не пахнешь сам,

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

Ты у поля тянешь соки,

Любишь жить за счёт чужой.

И бездельник синеокий

Назван сорною травой.

Другие приводят загадку:

На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)

- Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков. Как же ведут борьбу с ними?

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков. Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков.

3. Закрепление нового материала.

Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки, определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу: опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.

4. Задание на дом.

Ребята получают задание на дом: поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков, находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.

Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать. Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.

5. Итоги урока.

Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в средней группе «Микробы-невидимые и опасные враги»Конспект познавательного занятия в средней группе «Микробы-невидимые и опасные враги» Конспект познавательного занятия в средней группе Задачи: 1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания. 2. Развивать интерес.

Наши стенгазетыНаши стенгазеты «Наши стенгазеты от души…» — фотоотчет Предлагаю вашему вниманию наши фотогазеты, которые мы сделали с ребятами, чтобы поздравить наших.

Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты»Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты» 16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Исследовательская работа «Микроорганизмы — друзья или враги?» Я уже знал, что микробы живут в воде, и что они очень маленькие, живые существа. Но хочу узнать больше об их жизни, и какую пользу и вред.

Наши открытки для папНаши открытки для пап Уже совсем скоро главный праздник мужчин - День защитника Отечества. И по сложившейся традиции, мы с ребятами сделали подарок для пап и.

Наши стенгазетыНаши стенгазеты Наши стенгазеты. Стенгазеты очень широко используется в общеобразовательных учреждениях, не исключением является и детские сады. Поздравительные.

Наши выпускники.Наши выпускники. Наши выпускники. «Здравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, в этом зале, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу.

Праздник урожая «Сорняки мы победим!» для старшей группы Ведущая: Здравствуйте, дети и родители! Наступила золотая пора, Осень в гости торопится к нам. И сегодня покажем мы вам, как растили дары.

Ребёнок и компьютер — друзья или враги? Компьютеры вошли в нашу жизнь «всерьёз и надолго». Развитие новых технологий воплотило в явь сюжеты добрых народных сказок, которые в свою.

Участие в проекте «Наши общие возможности — наши общие результаты» (фотоотчёт)Участие в проекте «Наши общие возможности — наши общие результаты» (фотоотчёт) Фестиваль межрайонного совета директоров образовательных организаций ТиНАО «Наши общие возможности – наши общие результаты» © Ссылка на.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»
Опубликовано: 13 марта 2016 в 16:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото-отчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...
Квест «От детской мечты — до будущей профессии» (подготовительная к школе группа)
Фотоотчет -Форум «Большая перемена» Образовательный квест «От детской мечты – до будущей профессии»подготовительная к школе группа «Капелька» город Тобольск...
Мастер-класс «Открытка маме» знакомство со скрапбукингом для старших дошкольников
Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из старшей группы....
Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста
Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта. Так выглядит...