Наталья Палийчук
Сотрудничество детского сада и семьи как гарантия полноценного воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей?
Публикация «Сотрудничество детского сада и семьи как гарантия полноценного воспитания дошкольника» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения.
Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно организовать компактной, но эффективной.
Исходя из этого можно сформулировать цели так:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Необходимость решить следующие задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учё том этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:*оригинальность, *востребованность, *интерактивность.
• В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
• В своей группе я начала работу с анкетирования проблем в детско-родительских отношений, потребностей родителей в решении вопросов воспитания и развития детей, желания и возможности участия в жизни группы. Результаты анкетирования почти ничего не дали, это были лишь отписки. Тогда пришлось налаживать контакты с каждым индивидуально, так сказать «с глазу на глаз». Выяснив, кому что, нужно, кого к чему можно привлечь, я составила план работы и согласовала его на родительском собрании, конечно же включив в него индивидуальную работу с семьями, которые мало уделяли внимания не только детскому саду и воспитанию своих детей (это наблюдалось при диагностике, при посещении семей, по отношению родителей к воспитанию, жизни ребенка в детском саду).
В план я включила разнообразные и действенные, по моему мнению, приемы и методы активизации родителей: мастер-классы для родителей, мастер-классы от самих родителей, проведение родителями развлечений с детьми, где родители видели не только своего ребенка, но и активность и участие других детей, могли наблюдать, а что умеют и могут сверстники его ребенка. А так как группа разновозрастная, дети с 1 года до 4 лет, то родители могли наблюдать: как ведут себя дети постарше.
Еще родители рассказывали детям о своей профессии, участвовали в различных творческих конкурсах поделок, активное участие принимают в оснащении предметно-развивающей среды, создают игровое оборудование своими руками: горка, машинка, корабль.
Ежедневно для родителей размещается информация о достижениях детей: чему мы сегодня научились, что узнали «Наше творчество», «Наши добрые дела», «Остановись мгновение», «Короткие новости», «С Днем рождения», «Объявления». Оформлена рубрика индивидуальных достижений ребенка «Звездочка недели», где появляются иногда и юмористические фото. Так же в раздевалке оформлена «Родительская гостиная», где можно посидеть, почитать необходимую литературу, посмотреть альбомы и папки – передвижки, даже почитать и порисовать с ребенком, ведь ребенку иногда необходимо сразу показать: чему он сегодня научился, а дома маме и папе некогда на это будет обратить внимание; «Советы Айболита» - рекомендации для родителей по профилактике заболеваний и оздоровлению детей, «Уголок безопасности», фотостенд «Моя семья», сменяющиеся выставки и презентации «Моя любимая мамочка», «Права ребенка», «Для вас, родители», папка «Нормативно-правовое обеспечение деятельности ДОУ». Проводятся разнообразные консультации по направлениям развития ребенка, по проблемам развития. Родители активно участвуют в выполнении домашних заданий : фоторепортаж «Как мы формируем культурно-гигиенические навыки у ребенка дома»; «Поделки из пуговиц», «Украшения для Елки».
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.