МААМ-картинки

Совершенствование речевого развития дошкольников как базовое условие всестороннего развития ребенка

Елена Богатырева
Совершенствование речевого развития дошкольников как базовое условие всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО

направляют педагогов на полноценное и всестороннее развитие дошкольника, базовым условием которых, на мой взгляд, является речевое развитие ребенка. Анализ каждого ориентира опирается на умение ребенка правильно и последовательно излагать свои мысли, рассуждать, общаться с другими людьми, отстаивать свои убеждение. Именно речь ребенка указывает на уровень его культурного развития.

Публикация «Совершенствование речевого развития дошкольников как базовое условие всестороннего развития ребенка» размещена в разделах

Из всех представленных в ФГОС ДО ориентиров только один напрямую не зависит от уровня речевого развития – «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими», если всего этого ребенок достигнет в изоляции от своих сверстников и взрослых людей.

Ведущими педагогами установлено, что недостаточное речевое развитие ограничивает общения дошкольников, сказывается отрицательно на мыслительной деятельности, существенно тормозит процесс овладения понятийными значениями и речевыми образцами. Воспитатели детских садов утверждают, что скудный словарный запас не позволяет дошкольникам в полной мере развивать речевое творчество, проявлять речевую активность.

Чем же и как мотивировать дошкольника на развитие и совершенствование речевого развития? Наибольшая речевая активность ребенка проявляется в игре, где в естественных для него условиях реализуется имеющийся арсенал слов. Дидактическая игра позволяет не только упражнять речь дошкольника, но и обогащать новыми словами, понятиями.

Программа дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей, в поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, соответствующих возрасту ребенка; в создании условий для развития дошкольника, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; в сотрудничестве дошкольного учреждения с семьёй.

К сожалению, временной интервал, отведенный образовательной программой для организованной и свободной образовательной деятельности в ДОУ для речевого развития дошкольников, не позволяет качественно организовать данную деятельность, также как и индивидуальную речевую деятельность.

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод познавательного и речевого развития детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Чтобы правильно организовать речевое развитие дошкольников в процессе познавательной деятельности можно выделить следующие направления:

1. Формирование представлений об окружающем мире. Главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

Данное направление реализуется как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной, а также при организации наблюдений, экспериментов и опытов с объектами живой и неживой природы.

2. Сенсорное и математическое развитие. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Независимо от выбранного направления деятельности педагог активизирует речь дошкольников посредством проведения дидактических игр и упражнений, как в организованной, так и в свободной образовательной деятельности дошкольников.

Развитием речи можно заниматься не только в «чисто речевой» организованной образовательной деятельности, но интегративно включать в познавательную деятельность. Познавательные дидактические игры обогащаются речевым содержанием по обогащению словаря, формированию грамматически правильной речи, развитию связной речи дошкольников. При этом учитывалось содержание программы по речевому развитию для данной возрастной группы.

Закрепление речевых понятий, их упражнение осуществлялось в свободной совместной деятельности и индивидуально с каждым ребенком в течение дня и даже на прогулке, используя для этого любую возможность.

На каждом возрастном этапе процесс обогащения детской деятельности речевыми упражнениями зависит от программного содержания, возрастных особенностей. Так в младшем возрасте формирование словаря тесно взаимосвязано с ознакомлением с предметным и природным миром. При проведении дидактических игр «Магазин», «Что в коробочке?», «Назови одним словом» дети, называя предмет, указывают на его характерные признаки: мягкий-твердый, большой-маленький, определяет его цвет. Дополнительные речевые вопросы регулируют правильность построения речевых выражений. В свободной деятельности организуемые в течение дня дидактические игры носят интегративный характер, например, игра «Разноцветный сундучок» не только обогащает знания родовых понятий, но и упражняет в согласовании слов по роду. Игры с математическим содержанием «Починим одежду зайчатам», «Подбери колеса поезду», «Собери бусы» упражняют малышей в определении геометрических фигур, их размера и цвета, а также знакомят детей с новыми словами, помогают в формировании звуковой культуры речи. У младших дошкольников, таким образом, не только развивается речь, но и формируется целостное представление об окружающем мире.

При проведении всех познавательно-речевых игр применяются карточки, картинки и картины, вызывающие желание отвечать на вопросы, рассказывать, тем самым развивается связная речь.

В среднем и старшем возрасте совершенствуется процесс взаимного обогащения познавательного и речевого развития во всех видах детской деятельности. Посредством наблюдения педагог выделяет проблемные стороны речи каждого ребенка и включает дополнительные речевые упражнения как в организованную образовательную деятельность, так в свободную совместную работу. Старшие дошкольники овладевают всей системой родного языка: умеют правильно строить простые и сложные предложения, четко и последовательно излагают свои мысли, логично рассуждают, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались,

важно чтобы они находили применение в практической деятельности, а именно, в игре.

Дидактическая игра систематизирует и мотивирует активную речь ребенка. Вступая в общение с другими детьми в ходе выполнения задания игры, ребенок не задумывается над качественной стороной речи, ее правильностью или неправильностью, тем самым демонстрирует педагогу речевые ошибки и пробелы в речевом образовании. Таким образом, у дидактической игры проявляется и диагностическая нагрузка. В результате таких наблюдений корректируется индивидуальная и подгрупповая работа над той или

иной стороной речи ребенка.

Связная речь – наиболее слабое звено в речевой подготовке ребенка к школьному обучению. На помощь приходят дополнительные объекты визуализации в виде мнемотаблиц. Схематические рисунки вселяют уверенность в ребенка при составлении описательного рассказа, составлении сказки по опорным картинкам и т. д. Непринужденный разговор по телефону, выступление на телевидении, интервью для детской газеты и другие методы активизации речи дошкольника можно использовать в детском саду.

Таким образом, в деятельности педагога и дошкольников складывается последовательная система речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе.

Успех деятельности педагога зависит от непосредственного участия родителей в образовательной деятельности. Стремление родителей в формировании у ребенка правильной и чистой речи активизирует их внимание к своей речи, к речевому общению с ребенком, выполнению заданий педагога. Анкетирование родителей, размещение рекомендаций и консультаций по данной теме повышает педагогическую компетентность взрослых. Среди родителей становятся популярными «Познавательно-речевые игры на кухне», «Посмотрите по сторонам на прогулке и вы увидите…» и другие подборки дидактических игр и упражнений.

Обогащения познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями способствует активизации речевого развития дошкольников, повышению качественного уровня речевой культуры общения между сверстниками, а также между взрослыми и детьми.

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование речевого развития дошкольников как базовое условие всестороннего развития ребенка
Опубликовано: 22 августа 2021 в 19:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование речевого развития дошкольников как базовое условие всестороннего развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Богатырева (УИ 198319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД