МААМ-картинки

Советы методиста

Наталья Диппель
Советы методиста

На педагогических советах, я как методист, оставляю за собой право, вести такую страничку, как "Советы методиста" и на педагогическом совете раздавать всем педагогам или памятки или алгоритмы по теме, которые затем они используют, как практические приемы.

Это практически-значимая часть педсовета, которая помогает, как начинающим педагогам, так и стажистам, шагать в ногу со временем.

Учить детей рассказывать – это значит развивать у детей монологическую форму речи.

Монологическая речь характеризуется следующими особенностями:

Публикация «Советы методиста» размещена в разделах

- развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи

- активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать и найти для этого соответствующую форму

- организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать свою речь, логически связывать ее отдельными компонентами

Качества связной речи

- достоверность

(правильно отражать знакомые детям события в соответствии с заданной темой)

- точность и полнота содержания

(достаточный объем повествования, без излишней детализации, характерное и важное передается в рассказе)

-логичность

(последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы)

- точность отбора логического материала

- образность

( наличие в речи различных речевых изобразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор

СРЕДНЯЯ ГРУППА

умение рассказывать только формируется

Первые рассказы состоят из 3-4 предложений.

(аффективная основа речи – непоследовательность детских рассказов)- разнородные факты, излишняя детализация.

Преобладают простые, нераспространенные, неполные предложения

СТАРШАЯ ГРУППА

Большая самостоятельность: широко используются местоимения, числительные, прилагательные, используют связь подчинения и сочинения.

Если на первых этапах обучения речь бедна, однообразна, часто дополняют речь мимикой, жестами, употребление неточных выражений, - при активном обучении связной речи, дети не затрудняются в подборе слов, используются различные виды творческого рассказа, так как дети оперируют в этом возрасте своими представлениями, умеют обобщать, анализировать.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Довольно большой словарный запас, что помогает выбрать наиболее точную лексику, дополнять рассказ сравнениями, эпитетами, вводить описания, прямую речь, исчезает ненужная детализация, недосказанность.

ОСОБАЯ ТРУДНОСТЬ – передача знаний о природе.

Эти рассказы отличаются «клочковатостью», отсутствием четкости, последовательности изложения.

Очень примитивный синтаксис рассказов о природе.

Как только ребенок начинает говорить о природе в его речи увеличивается число простых нераспространенных предложений и уменьшается число сложных.

Это указывает на то, что воспитатель ДОЛЖЕН СПЕЦИАЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАТЬ О ПРИРОДЕ, то есть с одной стороны- ДАТЬ ИМ ДОСТАТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ, с другой стороны – РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ (лаконичность и последовательность)

П Р О Г Р А М М А ПО С В Я З Н О Й РЕЧИ

Средняя группа

1. Рассказывать об отдельных предметах и явлениях, в том числе о предметах и явлениях природы, называя наиболее яркие их признаки

2. Описывать предметы по образцу воспитателя

3. Выражать свои мысли законченными распространенными предложениями

Старшая группа

1. Составлять небольшие сюжетные и описательные рассказы в соответствии с заданной темой по образцу воспитателя и самостоятельно

2. Полно и точно выражать свои мысли

3. Пользоваться простыми распространенными и сложными предложениями

4. ОСОБЮОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИТЬ НА СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ РАССКАЗОВ О ПРЕДМЕТАХ И ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ, С ВКЛЮЧЕНИЕМ В НИХ НЕБОЛЬШИХ ОПИСАНИЙ ПРИРОДЫ.

Подготовительная группа

1. Логично, доказательно живо говорить на разные темы.

2. Выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений

3. Добиваться, чтобы дети научились самостоятельно составлять достаточно логичные и последовательные сюжетные и описательные рассказы о предметах, явлениях, в том числе и о природе.

САМЫЙ ТРУДНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – АКТИВИЗАЦИЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА РЕЧЕВЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Это достигается:

• при использовании тренажеров речевой активности

• словесного рисования (с использованием индивидуальных картинок, открыток)

• игры в «Волшебные картинки» (стр 56)+ связная речь

А теперь придумайте рассказ, чтобы в нем говорилось обо всех перечисленных предметах.

• Игры на обогащения словаря (игра на одну букву)

метод прямой аналогии (дидактические игры»На что похоже», «С чем сравним» - пол цвету, по форме, по размеру

• Волшебник увеличения- словесная фантазия – Чем может быть?

• МФО (метод фокальных объектов)

(ИГРАЕМ СО СЛОВОМ Д О М)

- метод простого фантазирования

• фантастический бином

• определения через МФО

• Волшебник Заменяйка (работа с синонимами)

• Полином фантазии (произвольно выбираем слово и составляем предложения)

М А К (мама, машина, молоко, (арбуз, автобус, апельсин, (карандаш, корова, кровать)

• ОБЯЗАТЕЛЬНО на занятие оп развитию речи приходит волшебница речи _ ФЕЯ ГОРОРУШЕЧКА с волшебной шкатулкой, в ней живут игры и слова, игры на каждом занятии

Публикации по теме:

Цель анкеты — адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Анкета Уважаемые родители! Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Она анонимна, поэтому просим Вас.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Буклет "Советы заботливым родителям" "Развитие мелкой моторики" Уважаемые коллеги, 3 года я работаю над темой: "Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Советы методиста
Опубликовано: 21 марта 2012 в 17:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД