Советы родителям будущих первоклассников

Екатерина Тестова
Советы родителям будущих первоклассников

Е. В. Микосянчик

воспитатель МДОУ

«д/с №76 о. в.» г. Магнитогорска

Советы родителям

будущих первоклассников

Все дети, впервые идущие в школу, хотят учиться, чувствовать себя взрослее, увереннее и самостоятельнее. Как сохранить это состояние радостных ожиданий и надежд, не отбить у детей желание учиться с увлечением, способность задавать вопросы, быть любознательными и целеустремленными.

Вот несколько практических советов психологов.

Начиная вместе с ребёнком обучение,

помните, что норма – понятие весьма

относительное.

Одни дети способны учиться в заданном учителем темпе, другие отстают. Различия определяются особенностями темперамента, степенью утомляемости детей и при доброжелательном подходе, игровых методах они успешно преодолеваются.Помните одно: нельзя сравнивать ребёнка с одноклассниками, друзьями, братьями и сёстрами, вашими собственными успехами в его возрасте. Ваш ребёнок – уникальная и неповторимая личность, и вместе вы преодолеете все трудности.

Обязательно хвалите ребёнка за то,

что ему хорошо удается.

Детей (как, впрочем, и взрослых) вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Первоклассник, у которого что-то получается, чувствует себя способным, это обычно позволяет ему добиваться желаемого успеха. Если вы поможете ребёнку приобрести опыт «постижения успеха», признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство гордости поможет ему преодолеть любые трудности, страхи и разочарования.

Для этого необходимо определить сильные стороны вашего ребенка, что не так-то просто. Постарайтесь вспомнить, что он делает с удовольствием, легко, радостно, не капризничая и не напрягаясь, чем любит заниматься в свободное время, в каких играх выходит победителем, что привлекает его внимание, повышает уверенность в себе и самооценку.

Определив достоинства ребёнка, постарайтесь дать ему все возможности для их раскрытия. Обсуждайте с ним его успехи, рассказывайте о них знакомым, родственникам, домашним и посторонним. Искренне гордитесь своим ребёнком. Хорошо, если он «случайно» услышит, как вы его любите, цените, уважаете его успехи.

Помогайте ребёнку преодолевать его

слабости.

Детям необходима ваша помощь в борьбе с недостатками. Не отрицайте, что во многих вопросах вы знаете больше ребёнка, но дайте ему понять, как много необходимо приложить сил для этого, расскажите, какие трудности были у вас в школе и как вы их преодолевали. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы, поиграйте в развивающие игры. Так вы обозначите слабости ребёнка, но, не унижая и не сравнивая с другими, сохраните его самолюбие, не снизите самооценку и сохраните гордость, уважение к себе и желание учиться и меняться.

Развивайте любовь к чтению.

Психологические исследования показали, что дети, которые любят читать, достигают больших успехов и в литературе, и в математике; им легче дается грамматика, они успешнее сдают экзамены, чаще поступают в ВУЗы. Лучший способ привить любовь к чтению – подать личный пример. Выключайте незамолкающий телевизор и объявите час семейного чтения. Пусть ребёнок читает всё,что ему интересно: сказки, комиксы, правила новой игры и т. д., а вы читайте свои книги. Затем обсудите, кто что прочёл. Полезно почитать ребёнку вслух,но при этом время от времени прерываться и задавать вопросы: «Как ты думаешь, что будет дальше?», «А ты бы как поступил?». Можно остановить чтение задолго до окончания рассказа и попросить ребёнка придумать свой конец. Начните чтение интересной книги, а увидев заинтересованность ребёнка, предложите ему самому закончить чтение. Важно, чтобы книга была ребёнку по силам и возрасту, учитывайте интересы вашего ребёнка. Нельзя навязывать книги, которые были интересны вам в детстве.Мудрость гласит: «Не ограничивайте ребёнка опытом своей жизни, ибо он рождён для другого времени».

Сходите с ним в библиотеку, там к нему отнесутся, как к взрослому, и он сам выберет себе книги. Кроме того, у ребёнка появится чувство ответственности за книгу, срок её возврата. Видя, как другие дети любят читать, ваш ребёнок будет стараться не отставать от них.

Полезно попросить ребёнка нарисовать картинки для прочитанной книги и обсудить, что они иллюстрируют.

В наше время для детей издают много красочных занимательных журналов: о животных, игрушках, путешествиях, героях любимых фильмов. Покупайте то, что ребенку интересно, и вы разовьёте его интеллект и привьёте любовь к чтению.

Найдите стиль обучения вашего ребёнка.

Существует много способов обучения, но для каждого ребёнка самыми эффективными являются один или два из них. Стоит вам немного понаблюдать за ребёнком, и вы заметите, что он в игре, в занятиях больше ориентируется на определенный орган чувств.

Некоторые дети более склонны воспринимать мир глазами, через зрительные образы. Они видят слово в книге, знак в тетради и запоминают расположение букв, как картинку. Когда это слово встретится им снова, они его узнают. Главное для таких детей – видеть.

Другие дети предпочитают воспринимать мир и его многообразие на слух. Чтобы хорошо вспомнить информацию, такой ребёнок должен её услышать. Повторите ему вслух таблицу умножения, и можно ожидать, что он её запомнит намного быстрее, чем увидев на бумаге или доске. Для таких детей важно слышать.

Некоторым детям необходимо потрогать, почувствовать предметы, ощутить эмоции, чтобы лучше усвоить знания. Им необходимы макеты, образцы, палочки. Им надо обязательно чувствовать.

Кроме того, есть дети с пространственным видением, которые могут легко разобрать на части и собрать любую вещь. Они получают огромное удовольствие, складывая разрезные картинки (пазлы, занимаясь головоломками или оригами, вышивая, собирая модели аэропланов или кораблей. Эти занятия развивают мелкую моторику и мышление, способствуют выработке навыков чтения, формируют восприятие, умение выделять детали, буквы, организовывать их в слова и, главное, видеть каждую вещь в её взаимосвязи с другими.

Определив предпочитаемый ребёнком способ получения информации, вы сможете эффективнее помочь ему в приготовлении домашних заданий и преодолении трудностей, возникающих при обучении.

Обязательно встретьтесь с учителем, обсудите ваши наблюдения, выясните, какие методы обучения больше подходят ребёнку: устное объяснение, рассказ, рисунки, схемы, объемные предметы, обучение под музыку, сочетание получения информации с физическими упражнениями, пальчиковыми играми, танцевальными движениями.

Интересуйтесь школьными новостями.

Знания, которые современные первоклассники получают в школе, значительно отличаются от тех, что получали в это время вы. Поэтому иногда доверьтесь своему ребёнку и предоставьте возможность поучить вас – польза будет взаимной.

Проявляйте интерес не только к домашним заданиям, но и тем событиям, которые происходят в школе. У вас появится замечательная возможность видеть школу глазами ребёнка. Если ребёнок почувствует вашу искреннюю заинтересованность, он будет не только доверять вам в вопросах учёбы, но и сам попросит совета и помощи.

Выбрав позицию одноклассника, вы поставите себя на место такого же ученика. Это, несомненно, снимет у ребёнка волнение, напряжение по поводу учёбы, поднимет в его глазах важность того, что он делает, расширит диапазон выбора в различных проблемных ситуациях. Старайтесь расспрашивать о школьных делах непринужденно, а не строго и навязчиво, не превращайте подобное общение в допрос с пристрастием, будьте разумны в оценке ситуаций, старайтесь вместе разобраться в происходящем. Способность быть внимательным к ответам детей, выслушать, не перебивая и не оценивая, столь же важна, как и умение задавать корректные, доброжелательные вопросы.

Когда вы научитесь этому, вы почувствуете атмосферу доверия, воспитаете в детях самоуважение, научите их думать.

Кроме того, позволяя детям высказывать свои суждения дома, вы способствуете снятию эмоциональных переживаний, давая советы, - как бы проигрываете ситуацию дома, позволяя ребенку более уверенно вести себя в школе, тренируете поведение, снижаете риск серьёзных конфликтных ситуаций. Ребёнок учится отстаивать свою точку зрения и не давать себя в обиду.

Помогайте ребёнку в учёбе.

Первые дни, недели, месяцы ребёнка в школе требуют ритма и психологической деятельности. Это совсем нелегко. Безусловно, ребёнку надо помогать и, помогая, в первую очередь формировать отношение к школе и школьным делам, поднимая её престиж и повышая познавательную мотивацию. Объясняйте ребёнку, что значит для человека много знать, хвалите учителя, отмечайте положительные достижения одноклассников. Во-вторых, необходимо помочь ребёнку распределить свое время, не допуская, чтобы приготовление домашних заданий превратилось в пытку, не делая семью филиалом образовательного учреждения.

Конечно, наилучший вариант – когда ребёнок всё делает сам, но возникновение затруднений – естественно. Помогайте ребёнку только в том, что действительно получается у него плохо, как бы он ни старался. Покажите, как справиться с трудностями, и позвольте преодолеть их самостоятельно. Только такая форма помощи будет эффективна, позволит почувствовать радость успеха и будет способствовать автоматизации необходимого навыка.

Сидя каждый день рядом с ребёнком во время приготовления уроков, при большом желании можно постараться и «сделать» из него отличника, хотя бы на время начальной школы. Однако школьнику недостаточно уметь прилежно готовить уроки дома. Важно, чтобы ему было интересно учиться, узнавать новое, быть активным и самостоятельным, а не получать пятёрки за домашние задания и двойки на контрольных. Отличника «сделать» нельзя, им ребёнок становится сам, проявляя волю и творческую активностью.

Дружите с учителем.

Для первоклассников авторитет учителя абсолютен и непререкаем. Трепетно ловят они каждый взгляд и слово, цитируют и копируют педагога, переживают замечания и радуются похвале. Нередко дети бывают не способны понять некоторые поступки учителя и возникающее недовольство несут домой, а бдительные родители обсуждают это вслух и не всегда объективно и корректно. Работу педагога очень легко критиковать тому, кто менее всего знаком с её особенностями и трудностями. Однако недовольство ребёнка учителем нельзя оставлять без внимания, надо разобраться в истинных его причинах. Между семьей и школой должны установиться честные и доверительные отношения, а не атмосфера взаимных притязаний и обид. Родителям надо постараться сделать всё возможное, чтобы ребёнок понял и полюбил свою «вторую маму», допуская, что может прекрасно относиться не только к нему, но и к другим детям. Ведь класс – это семья, а в семье все должны помогать и поддерживать друг друга, а если приключится незадача – то не стоит обижаться, лучше разобраться всем вместе.

Будет замечательно,если подружатся все: и дети с учителем, и друг с другом, и родители с педагогом, и родители между собой. Этому будут способствовать совместные праздники, экскурсии, походы, ярмарки.

Если родители активно включатся в жизнь класса, то школьная жизнь ребёнка перестанет быть для них абстрактной и отдаленной и они помогут своему ученику ощутить радость от учёбы и верность школьной дружбы.

Научите детей отдыхать.

Помните высказывание: «Хорошо работать умеют многие, но мало кто может при этом хорошо отдыхать»? А ведь учеба – это тяжелый труд. Ребёнок тратит большое количество физической и психической энергии, вынужден сдерживать двигательную активность и напрягать внимание, мышление, память. Накопленное утомление необходимо регулярно снижать, и важно потому правильно организовать отдых первоклассника: ежедневный, еженедельный, каникулярный.

Задумайтесь, как вы сами отдыхаете? Если ваш любимый вид отдыха – телевизор, верный член семьи, то не удивляйтесь, что ребёнка будет от него не «оторвать» после школы и в выходные дни. Подобное занятие не будет способствовать изменению бледного цвета лица ребёнка, расширению круга общения, обогащению положительными эмоциями. Зато ребёнок научится долго сидеть на одном месте,оперировать иностранными рекламными фразочками и четко ответит на вопрос: «Кто у кого украл ребёнка?» в очередном сериале.

Если выходные дни вы сами используете только для того, чтобы что-то домыть, достирать, доделать, то не секрет, что ребёнок в это время может слоняться по дому, изнывая от скуки. Вы уж либо предложите ему помочь вам, либо отпустите одного «на волю», во двор. Так он сможет сотворить нечто полезное для семьи или подвигаться, пообщаться со сверстниками.

Но самый лучший отдых – это новые впечатления, новая обстановка, новые знакомства.

Ходите с ребёнком в гости, гуляйте, посещайте спектакли, музеи, соревнования. Даже обычный поход с ребёнком в магазин можно превратить в занимательное путешествие-игру.

В выходные дни и каникулы дети должны отдыхать, а не корпеть над уроками и дополнительными занятиями. Представьте себе, что, проработав рабочую неделю, вы будете в выходные продолжать это делать. Чувство ответственности разовьётся стойкое, а вот профессия может так опротиветь! Нет уж – «делу время, потехе час!» Пусть ваши первоклассники кропотливо учатся основам наук в учебное время и активно отдыхают, набираясь новых эмоций и впечатлений, которые снимут усталость и обогатят кругозор и общение детей!

Не забывайте о важности игры!

Психологи утверждают, что свободная игра, общение со сверстниками развивают мышление, фантазию, эмоциональный мир детей. Когда они играют, спорят, устанавливают правила и ограничения, учатся договариваться, приходить к общему решению, они на самом деле осваивают многие качества, необходимые для успешной учёбы. Они учатся чётко задавать вопросы, спрашивать совета и помощи, самим отстаивать точку зрения, убеждать. В игре дети приобретают навыки социального поведения, а это – важный элемент готовности к обучению и адаптации к окружающему миру. Ребёнок, который умеет общаться, понимает других людей и их чувства, уверен в себе, будет учиться более успешно.

Каждый первоклассник – маленький исследователь и экспериментатор, с удивлением открывающий для себя мир школы. Ребёнок стремится к учёбе, общению, активности, и задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. С вашей помощью из маленьких «почемучек», докапывающихся до деталей и мелочей, вырастут вдумчивые, способные к поиску и открытиям школьники. Пусть ученье не станет для них и для вас мученьем, а превратится в радостный и приятный процесс познания и развития. Удачи всем!

Публикации по теме:

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников»Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников» Скоро в школу Ребята подготовительных групп «Колокольчики» и «Незабудки»(воспитатели и. В. Карабчукова, Л. М. Семенюк, детского сада № 54.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • День Победы, 9 мая
  • Наша армия
Автор публикации:
Советы родителям будущих первоклассников
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 23:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День сочинительства на МААМ

Развитию речи и творческого мышления через сочинительство посвящен этот тематический день. Вместе с детьми совершите путешествие в мир фантазии и воображения и научитесь сочинять, сказочные истории, стихи...

24 октября. День запасов на зиму на МААМ

Мы, люди, готовим на зиму заготовки, достаём или покупаем тёплые вещи. Дикие животные тоже готовятся к зиме, как и мы. Они тоже делают съедобные запасы и усердно утепляются. Сегодня мы поговорим с детьми...


Горячие темочки