Получи документы

Советы родителям «Если ребенок не говорит»

Валентина Ряднина
Советы родителям «Если ребенок не говорит»

Советы логопеда

Если ребенок не говорит

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но также оно во многом определяется воспитанием ребенка взрослыми. На раннем этапе мозг развивается очень интенсивно, но это не достаточное условие для его психического развития в целом и речи в частности.

Публикация «Советы родителям „Если ребенок не говорит“» размещена в разделах

Не стоит думать, что ребенок маленький, станет старше – заговорит сразу чисто и правильно, нельзя говорить с ребенком на «его языке», ломая и искажая правильное звучание слова, говорить надо четко, не быстро и хорошо проговаривая слова.

Существует множество исследований, которые показали, что память, внимание, восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитательного воздействия является общение. И совершенно не важно, что, в первые месяцы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словесными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ребенок уже умеет обобщать предметы, как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при общении слов в активной речи он может допускать ошибки. [2]

Ребенок познает мир с помощью взрослого, путем подражания. Когда взрослые выполняют какие-либо действия, необходимо всё проговаривать. Если взрослый хочет закрепить у ребенка какой-либо навык, то многократно показывает действие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет.

Психологи и логопеды утверждают, что ребенок к трем годам :

- выполняет словесное поручение взрослого

(«Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;

- знает названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т. д)

- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

- наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.);

- умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

- умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам :

- правильно произносит все звуки родного языка.

- использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

- составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

- понимает содержание картинок и рассказывает, что на них нарисовано.

- правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

- правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам :

- правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.

- употребляет в речи простые и сложные предложения.

- пользуется прямой и косвенной речью.

- поддерживает непринужденную беседу.

- составляет небольшой рассказ о предмете, картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

- может произносить все звуки

- владеет грамматическим строем языка ( употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

- составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т. д.

Норма усвоения звуков (по годам) :

Возраст ребенка 1-2 года 2-3 года 3-4 лет 4-5 лет 5-5,5 лет

Звуки АОЭ ФВ С З Ц Ш Ж Л Р

ПМБ ТДН

КГХЙ Ч Щ

ИЫУ

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав, не позволяйте говорить малышу быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым малыш.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи ребенка. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что или кто изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Ежедневное чтение сказок на ночь, начиная с рождения малыша, развивает его речь, обогащает ее, хотя он не всегда все понимает о том, что читают, можно подкреплять чтение показом иллюстраций и пояснениями мамы или папы. Сам ритм сказок дает очень большой толчок к развитию речи. Можно практиковать пересказ сказок.

«А теперь ты расскажи мне сказку, а потом я тебе еще одну прочитаю». Дети с удовольствием начинают рассказывать. Если ребенок на первых порах не хочет, чтобы ему читали сказки, выбрасывает или рвет книжку, то скажите: «А я себе буду читать сказки, а ты не слушай, если не хочешь». Пройдет совсем немного времени, и он захочет, чтобы вы ему читали сказки и не ляжет спать, пока не услышит сказку. А это развитие внимания, памяти, мышления и на этом фоне речи.

Все, что вы делаете дома на кухне, например, печете пирожки, позвольте и ребенку с вами покатать тесто, слепить свой «пирожок - на зубок», и тогда он узнает как делают пирожки, какая бывает начинка, как он жарится и изменяется, а если мама будет все озвучивать, то и речь будет развиваться, а еще ребенок может угостить своим пирожком домочадцев. Кроме того – это пальчиковая гимнастика. Связь функции кисти руки и речи оказалась столь тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи.

Фольклор поможет малышу пополнить словарный запас, развить темп, ритм и плавность речи – это потешки, прибаутки, заклички, считалки.

Игры со стихотворными текстами помогают не только в развитие речи ребенка, но и развивают двигательную активность ребенка.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки. Использовать лучше музыкальные физминутка, логоритмические минутки (движения под музыку, пропевки под музыку).

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни. В это вам помогут игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

Чем больше вопросов задает ваш малыш, тем лучше он будет развиваться, не игнорируйте вопросы, постарайтесь ответить на все, т. к. ребенок может замкнуться, если от его вопросов часто отговариваться.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка

Список используемых источников

1. Гаврилова А. С., Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 168 с.

2. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. - М. : Теревинф, 2010. – 192 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Если ребенок обижается» Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас! Сегодня я хочу поделиться информацией о том, как важно взаимодействовать с родителями, учитывая.

Консультация для родителей «Если ребенок упрямится»Консультация для родителей «Если ребенок упрямится» Ваш малыш упрямится? Упрямство - довольно распространенная проблема дошкольного детства. Причинами такого поведения далеко не всегда являются.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?»Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Памятка для родителей «Если ваш ребенок…» Родители часто спрашивают, что им делать, если ребенок: сосет палец, грызет ногти, кусает губы, ковыряет в носу, наматывает волосы на палец,.

Советы родителям «Десять «с» 1. С-тройте отношения с детьми на основе взаимопонимания и сотрудничества. 2. С-очувствие, внимание и ласка -смягчают душу ребенка, снимают.

Советы родителям «О правилах безопасности наших детей. Чтобы ребенок не получил ожог» Уважаемые родители, во всех неприятностях, которые происходят с вашими детьми, всегда виноваты будут взрослые! Обязательно соблюдайте правила.

Советы родителям по ПДДСоветы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.

Советы родителям «Чем занять ребенка, если врач прописал постельный режим» Ребенок заболел, и для лечения, его надо оставить дома. А если ещё и повышенная температура, то врач рекомендует постельный режим. А лежать.

Советы родителям «Скользкий лёд» Расскажите детям, как красиво зимой, как чудесно выглядит, покрытая льдом река, или пруд. Но лёд может таить опасность, особенно когда после.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Советы родителям «Если ребенок не говорит»
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 04:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД