МААМ-картинки

Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми (3 фото)

Наталья Варшавская
Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми

Живчик с моторчиком

Тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но всегда ли мы, взрослые, действительно понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? И что же на самом деле нужно малышу с таким диагнозом?

Этот человек не такой, как все. Только ленивые не критикует его, рождая в маленькой душе неуверенность в себе и дух противоречия.

Даже огромной любви и мудрости мамы и папы не хватает, чтобы вытерпеть «закидоны» такого крохи. А все потому, что у него так называемый «синдром дефицита внимания и гиперактивности» «СДВГ».

Публикация «Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах

Число деток с таким диагнозом год от года растет. Среди дошкольников их уже около 10 процентов. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимопонимании с взрослыми, сверстниками.

Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Ввиду постоянных замечаний, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация. Основным проявлением гиперактивности являются : слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность.

Крайне важно поставить точный диагноз. Ни педагог в садике, ни соседи по дому, ни даже психолог не могут точно знать, что с вашим ребенком.

Диагноз поставит только врач. Недостаточность внимания – не всегда отклонение от нормы. Дошколята имеют полное право быть несобранными. На то и существуют методики обучения и приемы воспитания, чтобы жизнь с таким непоседой была радостной и наполненной любовью. Просто родился малыш вот такой, со своими индивидуальными особенностями темперамента.

Несмотря на большие трудности, с которыми сталкивается семья, где растет малыш с СДВГ, этот синдром хорошо подвергается коррекции и лечению. Нельзя отчаиваться, опускать руки и оставлять все как есть!

Для начала попробуйте ответить на несколько вопросов, чтобы понять, есть ли у вашего крохи (если ему исполнилось 4 года) эта проблема или нет. Домашнее тестирование – первый этап диагностики. Но ограничиваться только им нельзя. Внимательная мама без труда определит нарушение внимания и насторожится. Достаточно провести несколько нехитрых тестов для малыша 5 лет.

1. Попросите ребенка рассказать о том, что он видит на картинке.

Она должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультфильма. Как говорит ребенок? односложно отвечает на наводящие вопросы, либо «пыхтит» и сам строит фразы? Если словарный запас ребенка достаточно богат – уже хорошо. У ребят с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития.

2. Поиграйте в игру «Недостающие детали».

Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребенку предметов без одной детали, покажите малышу и спросите: «Чего здесь не хватает?». Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу?

3. Следующий тест – «Последовательные картинки».

Он очень хорошо покажет состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом 3 сюжетные картинки, общие по смыслу. Например, дедушка с топором пришел в лес – дедушка рубит елку – дети пляшут вокруг наряженной елки. Пусть кроха разложит их по порядку и составит связный рассказ.

4. Тест «Лабиринт» на концентрацию, произвольность и устойчивость внимания.

Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который, например, ведет мышонка на волю. Не забудьте, что в лабиринте обязательно должны быть тупики, а правильный путь только один. Обратите внимание на то, как ваш малыш выполняет задание. В случае ошибки повторяет ли он неправильный путь или ищет новый? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны для окончательного диагноза.

5. Посидите и понаблюдайте, как ваш малыш собирает простые пазлы из 5 частей, как играет в кубики, как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Если в 4 года он может трудиться над новой задачей 5-7 минут, СДВГ у него нет.

6. Предложите игру: в ответ на ваше однократное постукивание, малыш должен поднять и опустить указательный палец, а на двукратное постукивание – ничего не делать. Ребята с СДВГ допускают слишком много ошибок.

Допустим, вашему поставили диагноз «СДВГ». Не отчаивайтесь, он не навсегда. Родителям такого малыша нужно знать, что СДВГ бывает разных видов: с наличием гиперактивности и без нее. Бывает и ситуация, когда этих двух компонентов поровну. Во всех трех случаях коррекционная работа и лечение будут разными. Лечением с вашей помощью займется доктор. Конечно, справиться с гиперактивным малышом, да к тому же не реагирующим на ваши замечания, очень сложно, но можно. Как правило, родители и другие родственники (особенно бабушки и дедушки) не понимают, что происходит с их ребенком, а его поведение их раздражает.

Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния крохи во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Советы мамам и папам :

1. Количество запретов и ограничений сведите к разумному минимуму.

Например, пускай в доме малышу категорически нельзя будет трогать розетки, подходить к распахнутому окну, открывать дверь незнакомым.

Эти правила легко усвоить. Вы можете составить и свой список, исходя из особенностей вашей жизни.

2. Ребенка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных примерах показывая, что и как нужно делать.

3. Всегда используйте зрительную стимуляцию. Как научить шустрого малыша одеваться? Нарисуйте на листе бумаги сверху вниз необходимые предметы одежды, идущие по порядку: маечку, трусики, колготки, водолазку. Повесьте в его комнате. Пусть малыш ведет пальчиком по картинкам и одевается по порядку.

Оделись? Теперь бежим в коридор – а там еще серия веселых картинок, но уже с одеждой для прогулок. А что на кухне? Забавная картинка, напоминающая крохе, что перед едой нужно мыть руки. А в ванной прямо над раковиной нарисовано душистое мыло с пузырьками. Поверьте, этот прием очень помогает организовать деятельность любому ребенку.

4. Похвала для крохи с СДВГ – просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения, поцелуи. За каждое маленькое достижение ваш малыш заслужил награду. Ведь ему так трудно даются даже простейшие бытовые дела.

5. Из-за рубежа к нам пришел термин «жетонная терапия». При работе с трудными детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов. Попробуйте, это прекрасный способ помочь такому малышу.

6. В отличие от обычных ребят, эти дети не могут удерживать в памяти два и более задания сразу. Мамочке следует давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Лучше избегать заданий типа «Ну что, раздевайся, помой руки и садись кушать». Казалось бы, что тут особенного? А для нашего малыша это просто невыполнимо. Он уже забыл, что нужно было сделать сначала.

7. Оберегайте кроху от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.

Например, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ходить ему не обязательно: на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных и шумных приятелей.

8. Не забывайте и о «мазаичности» восприятия таких ребятишек. Малыш периодически «выключается» из процесса игры, обучения, не воспринимая какую-то часть информации. Конечно, это сказывается, прежде всего, на обучаемости такого крохи. Нужно подобрать адекватные системы обучения, правильные методики и найти грамотных специалистов. Малышу категорически противопоказана классно-урочная система обучения. Его и за стол то не усадишь, замечания он не воспринимает, отвлекается сам и задирает других детей.

С таким малышом должен работать не один специалист. Родителям желательно соблюдать все рекомендации психоневролога, заниматься с дефектологом, развивая память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику своего крохи. Методы семейной психотерапии значительно уменьшают напряженность в семье. С их помощью можно объяснить ребенку на понятном для него языке, в чем причина его неудач и как с этим справиться.

Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия – все это оказывает удивительный эффект.

Для педагогов в детском саду могу предложить две незаменимые игры для гиперактивных детей, изготовленных своими руками. Дети с удовольствием играют с ними. Их очень просто изготовить.

Игра «Собери бусы»

Изготовление: бабины от ниток обклеиваются бумагой разных цветов (как основных, так и их оттенков, 5-10 каждого цвета).

Изготавливаются раздаточные карточки (образец, по которому ребенок находит цвет бабины и сколько нужно «надеть» на яркий шнурок.

Например, красных – 2, желтых -4, синих – 3.

Если ребенок хорошо справляется, игра усложняется, и он самостоятельно берет другую карточку и продолжает игру.

Цель игры «Собери бусы» : Развитие мелкой моторики рук, развитие знания основных цветов и их оттенков. Закрепление умения раскладывать в ряд по образцу (слева направо, справа налево) и собирать бусы на шнурок. Закрепление навыков счета до 10-ти, снижение психофизического напряжения.

Игра «Котята шумовята»

Изготовление: В пластиковые «яйца» насыпаем крупы (горох, фасоль, гречка, рис и т. д.). Яйца заклеиваем суперклеем и обвязываем в виде веселых котиков. Все котики разные по цвету, но одинаковые по размеру и форме. У каждого есть пара по звучанию, т. е. пара с горохом, пара с гречкой и т. д. Дети с удовольствием находят понравившегося ему котика и ищут ему пару по звучанию.

Цель игры «Котята шумовята» : Учить передавать одинаковую амплитуду движения для правильного нахождения одинаковых по звучанию предметов. Упражнять в сравнении звуков по разным свойствам. Развивать внимание, слух.

Очень важным, конечно, моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность педагогов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию.

Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и восприятия приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

А самое главное, дорогие родители – любите своего кроху, и вот увидите, все наладится!

Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми
Фото №1 Живчик с моторчиком Тысячи родителей сталкиваются с проблемой трудных детей Фото №2 Но всегда ли мы взрослые действительно понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь И что же на самом деле нужно малышу с таким диагнозом Этот человек не такой как все
Публикации по теме:

«Осенние поделки»«Осенние поделки» Файл "/upload/blogs/b3452f6bf618 [IMG]/upload/blogs/972b5594afdb8873fcd8b89abab89103.jpg.jpg[/IMG] f6006567f4d78bba5cc.jpg.jpg" не найден.

Не понимаем… А. Дольский НЕ ПОНИМАЕМ. Честно живем и не верим в наветы, друга порой от души обнимаем, а для чего существуем на свете -не понимаем. Вместо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы родителям и педагогам в работе с гиперактивными детьми
Опубликовано: 11 января 2014 в 19:00
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД