Валентина Герасимова
Советы родителям «Игры с мячом»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям
Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно отличаются самыми любимыми из игр – практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.
Публикация «Советы родителям „Игры с мячом“» размещена в разделах
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из трепья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лука – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети самых богатых семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
В своей практике мы используем мяч в играх с детьми и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Предлагаем вам, дорогие родители, один из этапов нашей работы – игры с мячами, которые направлены на развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:
• «Маме мяч бросай и животных называй»
• «Папе мяч давай, четко фрукты называй»
• «Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»
• «Животные и их детеныши»
Наши дети знают всех на свете (у тигра – тигренок, у медведя – медвежонок, у льва – львенок).
•Игра с перебрасываем мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови – ка поскорей!
Кто живет в дупле? Белка
Кто живет в аквариуме? Рыба
Кто живет в скворечнике? Скворец
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т. д.
•Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.
Стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, книга – книжечка, ложка – ложечка, голова – головушка.
•«Из чего сделано?»
Мам, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет, а из чего люди его сделали?»
Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха – меховые, тазик из меди – медный, рукавички из шерсти – шерстяные. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная, тарелка из фарфора – фарфоровая, нож из стали – стальной …
• «Чья голова?»
Папа бросает мяч кому – либо из детей и говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья»
Пример: у рыси голова – рысья, у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у утки – утиная, у лисы – лисья, у волка – волчья, у курицы – куриная…
• Игра «Лови да бросай, цвета называй»
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Желтый – цыпленок, солнце, репа, дыня…
Зеленый – огурец, трава, лес, ёлка…
Голубой – небо, лёд, незабудки, обои…
• «Один – много»
Мы волшебники немного: был один. А станет много.
Стол – столы, стул – стулья, двор – дворы, кол – колья, нос – носы…
• «Кто кем был?»
Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект: Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребенком, корова – теленком, дуб – желудем. Рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей…
Игры с мячом (для разного возраста)
«Мячики в воде» (для детей от 1,5 –5 месяцев)
Цель: Развивать мышцы рук и ног ребенка, улучшить чувствительность пальцев, стабилизировать мышечный тонус
Описание: Положите ребенка в ванну с водой. Поместите к его ножкам большой мячик, чтобы он мог толкать его. Пусть ребенок бултыхает мячик в воде в течение нескольких минут. Затем дайте ребенку маленький мячик в руки. Малыш будет стараться всеми силами удержать мячик в руке. После этого поменяйте мячики местами.
Примечание: Первое время можно только чередовать мячи у ног ребенка, а позднее давать ему в руки.
«Мини – футбол» (от 2лет)
Цель: Отрабатывать четкость движений ребенка, развить его ловкость, согласованность движений и внимание.
Описание: Сделайте из кеглей ворота. Покажите ребенку, как нужно катать мяч, чтобы попасть в ворота. Затем он сам должен повторить ваши действия.
Примечание: Если вы заметите, что ребенку надоело играть, то переключите его внимание на что – либо другое. Постепенно уменьшайте размер ворот, усложняя игру. Вместо кеглей можно использовать кубики, гимнастические палки и т. д.
«Формы и размеры» (от 2,5 – 3 лет)
Цель: Научить ребенка различать предметы разных форм, развить его внимание и мышление.
Описание: В одном конце комнаты разместите подготовленные игрушки, а в другом должны встать вы и ребенок. По вашей просьбе малышу нужно приносить то маленькие, то большие предметы (в зависимости от задания). Если ребенок путается в предметах, наглядно объясните ему, какой предмет является большим, а какой маленьким.
Примечание: Обязательно хвалите и поощряйте ребенка, если он принес вам предмет нужного размера.
«Сквозь обруч» (от 3- 3,5 лет)
Цель: Улучшить деятельность органов дыхания и кровообращения, координацию движений, развивать мышцы плеч, ног, спины.
Описание: Встаньте напротив ребенка и возьмите в руки обруч, держите его перпендикулярно полу. Ребенок должен взять мяч и бросить его так, чтобы тот пролетел сквозь обруч. После того как это получилось, ребенок должен сам пролезть в обруч. Желательно повторить игру еще несколько раз.
«Гольф на песке» (от 4 лет)
Цель: Развить мышцы рук и плечевого пояса, внимание, волю к победе, меткость, координацию движений.
Описание: Для этой игры желательно найти влажный и ровный участок песка. Выройте в песке шесть лунок в виде треугольника. Встаньте со стороны его основания и сделайте несколько шагов в сторону. Возьмите в руки мяч и бросайте его таким образом, чтобы он катился к лункам.
Если мяч попадет в вершину треугольника, вы получаете три очка, в средние лунки – два очка, а если окажется в основании треугольника, обращенном к вам, зарабатываете одно очко. После того как вы один раз бросили мяч, то же должен сделать ребенок и т. д. по очереди.
Используемая литература
1. Журнал «1000 советов»
2. Энциклопедия развивалок – М: ЭКСМО, 2012