Лидия Гладковская
Советы родителям по развитию связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за развитием речи своего ребёнка, родители зачастую удовлетворяются тем, что ребёнок может прочитать коротенький стишок, пересказать отрывок из сказки. Основное внимание родители уделяют развитию звукопроизносительной стороны речи. Правильно произносит все звуки родного языка – всё в порядке, нет оснований для волнений.
Публикация «Советы родителям по развитию связной речи у детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
А то, что не полностью сформирован фонематический слух (умение различать звуки речи, есть аграмматизмы (неправильное построение предложений, несогласованность окончаний, ошибки в употреблении рода существительных) - не беда «я тоже так говорила в детстве, ребёнок ещё маленький».
О развитии связной речи в домашних условиях задумывается лишь самая малая часть родителей. И совершенно напрасно.
Лишь несколько учащихся 1 класса могут логически правильно, грамматически точно, последовательно излагать свои мысли при рассказывании.
Устные ответы даются учащимся с большим трудом: ученик повторяет одно и тоже слово и предложение несколько раз, вставляет слова – паразиты (э, ну, вот и другие); запинается, переминается с ноги на ногу, мучительно подбирая слова, даже зная материал урока.
Всё это оттого, что недостаточно сформирована связная речь. Что же могут сделать родители в домашних условиях?
Желательно регулярно читать стихи, загадки, сказки, потешки, прибаутки, рассказы; рассматривать картинки, составлять короткие рассказы, петь колыбельные песенки, песенки из детских мультфильмов…
Речь взрослого должна быть неторопливой, эмоциональной, правильной, доступной для понимания ребёнка.
Словарный запас ребёнка старайтесь расширять, опираясь на зрительное восприятие. Если малыш видит яблоко, есть его - вот и расскажите о яблоке: сочное, спелое, душистое, красное, (зелёное, а может быть, червивое). Яблоко растёт, краснеет, наливается соком… Загадайте загадку о нё м:
«Круглое, румяное
С дерева упало,
К тебе в рот попало».
По дороге в детский сад или из детского сада каждый день можно наблюдать изменения в природе, поговорить о небе (хмурое, пасмурное, низкое, высокое, голубое, яркое, таинственное, о солнце (светит, припекает, греет, печёт, улыбается, подмечать настроение прохожих и т. д. Можно по пути придумывать дразнилки, небылицы, разыгрывать диалоги игрушек, сочинять короткие смешные стишки.
С двух – трёх лет побуждайте малыша к договариванию известных ему литературных произведений. Вместе малышом называйте предметные и сюжетные картинки. Спрашивайте кто на картинке, как передвигается, что ест, как подаёт голос, кто детёныши, повадки…
Объясняйте малышу явления окружающей жизни в доступной форме.
С трёх-четырёх лет активно заучивайте стихи. Старайтесь, чтобы текст стихотворения нравился ребёнку и при заучивании обращайте внимание на выразительность, правильную интонацию, соответствующую тексту.
В возрасте 4-5 лет желательно ребёнку уметь рассказать сказку; знать 2-3 загадки и стихотворения наизусть, грамматически правильно оформлял своё высказывание; пользоваться сложными предложениями.
Особое внимание хотелось бы уделить умению составить рассказа по картинке или серии картин. Это сложный вид работы, как для дошкольников, так и для школьников. Учащиеся, в основном, только пересказывают действия, изображённые на картине или серии картин.
Составление рассказа требует от ученика богатого словарного запаса, умения планировать своё высказывание, вести диалог, развитого воображения…
Самому трудно без помощи взрослого овладеть этим навыком. Родители вполне могут помочь.
По дороге в школу каждый день можно наблюдать изменения в природе, поговорить о небе (хмурое, пасмурное, низкое, высокое, голубое, яркое, таинственное, о солнце (светит, припекает, греет, печёт, улыбается, подмечать настроение прохожих и т. д. Можно по пути придумывать дразнилки, небылицы, разыгрывать диалоги игрушек, сочинять короткие смешные стишки.
Такая работа не требует дополнительного особого времени, было бы желание родителей.
Если этим заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать и речь ребёнка заметно обогатится.
Рассказывая по картинке или серии картин, побуждайте малыша давать имена детям, клички животным, выходить за рамки изображённого и рассказывать о том, что было, и что буде после того, что изображено на картинке, вводить новых героев.
Учите включать диалог героев, рассказывать логично, без пауз, повторяющихся слов, выразительно и без слов - паразитов – э, ну, вот…
Если родителям такая работа покажется интересной – она будет интересна и детям.
Наблюдая за развитием речи своего ребёнка, родители зачастую удовлетворяются тем, что ребёнок может прочитать коротенький стишок, пересказать отрывок из сказки. Основное внимание родители уделяют развитию звукопроизносительной стороны речи. Правильно произносит все звуки родного языка – всё в порядке, нет оснований для волнений.
А то, что не полностью сформирован фонематический слух (умение различать звуки речи, есть аграмматизмы (неправильное построение предложений, несогласованность окончаний, ошибки в употреблении рода существительных) - не беда «я тоже так говорила в детстве, ребёнок ещё маленький».
О развитии связной речи в домашних условиях задумывается лишь самая малая часть родителей. И совершенно напрасно.
Лишь несколько учащихся 1 класса могут логически правильно, грамматически точно, последовательно излагать свои мысли при рассказывании.
Устные ответы даются учащимся с большим трудом: ученик повторяет одно и тоже слово и предложение несколько раз, вставляет слова – паразиты (э, ну, вот и другие); запинается, переминается с ноги на ногу, мучительно подбирая слова, даже зная материал урока.
Всё это оттого, что недостаточно сформирована связная речь. Что же могут сделать родители в домашних условиях?
Желательно регулярно читать стихи, загадки, сказки, потешки, прибаутки, рассказы; рассматривать картинки, составлять короткие рассказы, петь колыбельные песенки, песенки из детских мультфильмов…
Речь взрослого должна быть неторопливой, эмоциональной, правильной, доступной для понимания ребёнка.
Словарный запас ребёнка старайтесь расширять, опираясь на зрительное восприятие. Если малыш видит яблоко, есть его - вот и расскажите о яблоке: сочное, спелое, душистое, красное, (зелёное, а может быть, червивое). Яблоко растёт, краснеет, наливается соком… Загадайте загадку о нё м:
«Круглое, румяное
С дерева упало,
К тебе в рот попало».
По дороге в детский сад или из детского сада каждый день можно наблюдать изменения в природе, поговорить о небе (хмурое, пасмурное, низкое, высокое, голубое, яркое, таинственное, о солнце (светит, припекает, греет, печёт, улыбается, подмечать настроение прохожих и т. д. Можно по пути придумывать дразнилки, небылицы, разыгрывать диалоги игрушек, сочинять короткие смешные стишки.
С двух – трёх лет побуждайте малыша к договариванию известных ему литературных произведений. Вместе малышом называйте предметные и сюжетные картинки. Спрашивайте кто на картинке, как передвигается, что ест, как подаёт голос, кто детёныши, повадки…
Объясняйте малышу явления окружающей жизни в доступной форме.
С трёх-четырёх лет активно заучивайте стихи. Старайтесь, чтобы текст стихотворения нравился ребёнку и при заучивании обращайте внимание на выразительность, правильную интонацию, соответствующую тексту.
В возрасте 4-5 лет желательно ребёнку уметь рассказать сказку; знать 2-3 загадки и стихотворения наизусть, грамматически правильно оформлял своё высказывание; пользоваться сложными предложениями.
Особое внимание хотелось бы уделить умению составить рассказа по картинке или серии картин. Это сложный вид работы, как для дошкольников, так и для школьников. Учащиеся, в основном, только пересказывают действия, изображённые на картине или серии картин.
Составление рассказа требует от ученика богатого словарного запаса, умения планировать своё высказывание, вести диалог, развитого воображения…
Самому трудно без помощи взрослого овладеть этим навыком. Родители вполне могут помочь.
По дороге в школу каждый день можно наблюдать изменения в природе, поговорить о небе (хмурое, пасмурное, низкое, высокое, голубое, яркое, таинственное, о солнце (светит, припекает, греет, печёт, улыбается, подмечать настроение прохожих и т. д. Можно по пути придумывать дразнилки, небылицы, разыгрывать диалоги игрушек, сочинять короткие смешные стишки.
Такая работа не требует дополнительного особого времени, было бы желание родителей.
Если этим заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать и речь ребёнка заметно обогатится.
Рассказывая по картинке или серии картин, побуждайте малыша давать имена детям, клички животным, выходить за рамки изображённого и рассказывать о том, что было, и что буде после того, что изображено на картинке, вводить новых героев.
Учите включать диалог героев, рассказывать логично, без пауз, повторяющихся слов, выразительно и без слов - паразитов – э, ну, вот…
Если родителям такая работа покажется интересной – она будет интересна и детям.