Ольга Пономарева
Совместная работа детского сада с учреждениями культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель МБДОУ № 4 Пономарева О. Н.
Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и важнейших проблем. Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных и региональных комплексных и парциальных программ.
В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Детский сад становится центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это превращает ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума. Дошкольное учреждение приобретает большое значение, как субъект социального партнерства.
Публикация «Совместная работа детского сада с учреждениями культуры» размещена в разделах
Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Коллектив детского сада строит связи с культурно-образовательными учреждениями на основе следующих принципов: учет запросов родителей (анкетирование, тесты, установление коммуникаций между детским садом и социумом, равноправие сторон и интересов друг другу, сохранение имиджа учреждения в обществе. Для педагогов очень важно приобщить ребенка к миру социальной действительности, заложить фундамент активной жизненной позиции. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах в жизни общества, вооружить моделями поведения. Дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурно – образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются : краеведческий музей, центральная городская библиотека, детская музыкальная школа и детская художественная школа. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и учреждениями культуры позволяет использовать максимум возможностей для развития интереса детей и их индивидуальности. Решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Сотрудничество с краеведческим музеем позволяет объединить усилия работников музея, детей и педагогов. Эта связь помогает ребенку сформировать представления о предметном мире, созданном руками человека и обогатить его опыт.
Дети участвуют в музейных праздниках, экскурсиях-концертах, выставляют свои рисунки, поделки рассматривают экспозиции, общаются с интересными людьми.
Музейные встречи научили детей уважать и беречь все то, что создано старшим поколением, помогли узнать глубже историю своего города и профессию шахтера. Были организованы встречи со знаменитыми людьми в области спорта.
Тесная связь воспитательной работы с общественной жизнью - это начало патриотизма и гражданственности.
Воспитанники принимают участие в разных мероприятиях: День Матери, День пожилого человека, выставка поделок «Дары осени» и были отмечены благодарственными письмами.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры установили тесные связи с центральной городской библиотекой.
Беседы, совместные праздники и викторины – развивают в детях любознательность и пытливость, речь и воображение.
В общении с интересными людьми разных профессий происходит связь поколений, воспитывается уважение к старшим. Эти встречи помогают детям формировать нравственные качества, а участие родителей в праздниках повышает интерес детей к художественным и эстетическим ценностям. Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно – образовательную среду. Очень важно, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было интересным и запоминающимся.
На протяжении нескольких лет совместной работы наши дети активно участвуют в различных городских мероприятиях, проводимых в библиотеке. Праздник 8 Марта, День пожилого человека, «Весна шагает по планете». Выставка рисунков посвященных мамам и Дню шахтера, за что получили дипломы и благодарственные письма.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной культуре. Музыкальная школа позволяет нашим воспитанникам с дошкольного возраста приобщиться к миру прекрасного, помогает развить способности ребенка намного эффективнее и устойчивее.
Благодаря посещению занятий в школе и проведению совместных праздников у детей глубже стала формироваться эмоциональная сфера, совершенствуется воображение и мышление. Они стали более чуткими к красоте в искусстве, у детей появился интерес к музыке.
Дети изначально талантливы, а творческое развитие оказывает незаменимое воздействие на их общее мировоззрение. Совместная работа детского сада и школы выявляет у ребенка музыкальные способности и обогащает его духовный мир.
Неслучайно многие воспитанники нашего детского сада становятся учащимися Детской музыкальной школы. Ведь отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнится впоследствии.
Формированию основ изобразительного искусства помогает партнерство с художественной школой.
Посещение выставок в школе способствует развитию эстетического восприятия и пониманию красоты окружающего мира. Дети получают знания о таких видах изобразительного искусства, как графика, живопись, дизайн, керамика.
Воспитанники знакомятся с художниками нашего края, любуются картинами, развиваются творческие способности детей.
Социальное партнерство расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет получить социальный опыт и способствует формированию мировоззрения. Достичь положительных результатов по воспитанию детей дошкольного возраста было бы невозможно без взаимодействия детского сада с социумом, сотрудничество с которым позволяет успешно ориентироваться в новых требованиях, предъявляемых к дошкольному образованию и требований социума. Развитие социальных связей детского сада с учреждениями культуры дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка.