Ирина Перминова
Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»
(подготовительная группа)
Тема: «В гости к Хозяюшке»
Программное содержание:
Познание:
• продолжать знакомить дошкольников с предметами русского быта;
• воспитывать интерес и уважение к народным традициям, быту.
Коммуникация:
• упражнять в словообразовании, в согласовании прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;
• совершенствовать умение воспитанников описывать предмет;
Публикация «Совместная речевая деятельность в музее „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
• активизировать употребление в речи детей малых фольклорных форм;
• развивать логическое мышление, выразительность речи.
Предварительная работа:
• знакомство с убранством музея «Русская изба»;
• описание предметов быта, знакомство с их функциональными особенностями;
• заучивание народной мудрости о труде и лени, объяснение смысла пословиц;
• разучивание русских народных игр, считалок, хороводов, попевок.
Словарь: рукомойник, полотняный, веретено, махотка, светелка, крынка, прялка, сундук, квашня.
Ход занятия:
1 часть.
У входа в избу детей встречает Хозяюшка.
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
- Здравствуйте, Хозяюшка!
- Милости прошу ко мне в гости в светелку.
Красному гостю – красное место.
Гость во двор – хозяину радость.
Будьте, как дома, проходите, присаживайтесь.
Дети рассаживаются по лавкам вокруг стола.
- Всем места хватило? Эх, в тесноте, да не в обиде, где потеснее, там и веселее!
И я сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Я буду вам загадывать загадки, а вы будете догадливы в отгадках. Загадки мои будут о предметах русского быта. Частыми гостями вы у меня были, вот я и хочу узнать, все ли вы у меня в светелке рассмотрели, все ли приметили. Итак, слушайте внимательно.
Бычок рогат, в руках зажат.
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват).
- Что это? Почему ты решил, что это ухват? Покажи ухват. Как им пользуются?
Сколько ни мучайся, ни три его, все равно белей не сделаешь. (Чугунок).
- Что это? Объясни, почему он такой? Принеси его, расскажи для чего он нужен.
Кипит, шипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
- А это что: Почему ты думаешь, что это самовар? Покажи, где он стоит.
- Какие смышленые! Все загадки мои отгадали.
Одна голова хорошо, а две лучше!
- А теперь, гости дорогие, посмотрите вокруг и назовите те предметы в моей светелке, которые вам больше всего нравятся.
Дети называют предметы быта, а Хозяюшка спрашивает у детей о функциональном назначении предметов.
- Молодцы, много вы предметов назвали. А вот крынка. Она сделана из глины. Значит, крынка какая? (Крынка глиняная).
- А вот хлебница, она из соломы. Хлебница какая? (Хлебница соломенная).
- Это лопата. Она из дерева. Значит, лопата какая? (Лопата деревянная).
- Вот это утюг. Он сделан из железа, значит, утюг какой? (Утюг железный).
- А это лапти. Они из лыка. Лапти какие? (Лапти лыковые).
- Я знала, что вы сообразительные.
- Гостей я ждала, порядок в избе навела. Каждой вещи – свое место. Посмотрите, что это в углу стоит? (Сундук).
- Он сделан из дерева, сундук какой? (Сундук деревянный).
- А это что? (Веретено).
- Веретено сделано из дерева. Веретено какое? (Веретено деревянное).
- Посмотрите, что это? (Прялка деревянная).
Хозяюшка добивается полного ответа от детей, чтобы получилось словосочетание.
- Хорошо, умницы!
-Забыла я вам похвастаться, что в этом году у меня лен хороший уродился. Я его мочила, мяла, трепала, полотна много наткала. Вот фартук из полотна. Фартук какой? (Фартук полотняный).
- А вот салфетка из полотна. Салфетка какая? (Салфетка полотняная).
- Посмотрите, полотенце тоже из полотна. Полотенце какое? (Полотенце полотняное).
Хозяюшка добивается полного ответа от детей, чтобы получилось словосочетание.
- Да, дом вести – не лукошко плести. Все предметы, которые нас окружают, сделаны людьми. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорит народная мудрость. Ну-ка, кто пословицы и поговорки о труде и лени рассказывать мастак?
Дети называют пословицы и поговорки о труде и лени.
- Много вы пословиц назвали, а когда я была такой же маленькой, как вы, моя бабушка инее говаривала: «Не говори «гоп», пока не перескочешь!» Как вы, ребята, понимаете смысл этой пословицы? (Дети объясняют смысл пословицы).
- Я вам скажу, что нельзя хвалиться раньше, чем ты что-то сделал. Сначала сделай, а потом и хвались. Ведь о человеке судят по его делам. Сначала сделай дело, а только потом о нем говори.
- Ребята, у кого там хмурый вид?
Кто, насупившись, сидит?
Собирайся, детвора.
Ждет нас русская игра!
- Очень много есть народных игр. Я даже не знаю, какую из них вам предложить. А вы знаете русские народные игры?
Дети называют русские народные игры.
- Вы тоже много игр назвали, но мы сейчас с помощью считалки и фантов выберем одну игру и поиграем в нее.
Выбирают игру, доставая фант из фуражки.
- Поиграли, повеселились и в избу заторопились.
-Ну, добры молодцы и красны девицы, много вещей вы видели в моей светелке и узнали их сегодня. А вот есть еще такой предмет, о котором я вам не рассказывала.
- Догадайтесь, где я руки мою.
Дети показывают место, где висит рукомойник.
- Кто знает, как называется этот предмет?
- Это рукомойник. Как вы думаете, почему он так называется?
- Правильно, с его помощью моют руки, поэтому он так и называется: ру-ко-мой-ник.
- Какое длинное слово! Давайте его повторим все вместе.
Дети проговаривают слово сначала хором, а затем индивидуально. Далее педагог ведет диалог с детьми, рассказ сопровождает показом.
- Это рукомойник. Он металлический. У него есть крышка. Как вы думаете, ребята, для чего она нужна?
- Совершенно верно, я рукомойник всегда закрываю, чтобы вода в нем оставалась теплой и чистой.
- Еще у рукомойника есть стенки и дно. А эти части для чего нужны?
- Конечно, они нужны для того, чтобы вода не выливалась.
- А вот эта часть называется носик. Для чего нужен он?
- Правильно, когда на него нажимаешь, из рукомойника выливается вода и можно мыть руки.
- Вот такой интересный и необходимый предмет есть в моей избе.
- Кто из вас, ребята, опишет рукомойник?
Дети по очереди составляют описание нового предмета. Сначала составляет описание ребенок с высоким уровнем речевого развития без опорных вопросов педагога, затем по наводящим вопросам воспитатель помогает другим детям справиться с заданием.
- Молодцы, хорошо вы рассказали о рукомойнике.
- Ах, гости дорогие, за разговорами я и дело позабыла! Как радушная хозяйка я должна вас угостить. Может быть, вы мне поможете с делами управиться? Поможете пироги состряпать?
- Ну, спасибо вам. А что же нужно сделать, прежде чем пироги печь? (Дети перечисляют).
- Хорошо знаете, вот вам и задание: тебе, красавица, - воду носить, вам, добры молодцы, - дрова рубить, тебе, умница – печь топить, тебе, рукодельница – тесто месить, а вам, огольцы –удальцы, - пироги лепить. Согласны?
Дети инсценируют процесс выпечки пирожков. При распределении ролей педагог учитывает индивидуальные особенности детей: активных привлекает к главным ролям, детей, которым необходимы для развития мелкой моторики – к «стряпанью» пирожков.
-Вот и пирожков налепили! Дружно – не грузно! А пока пироги в печи сидят и пекутся, мы хоровод заведем.
Дети водят хоровод.
-Ну, гостьюшки, пока мы хоровод водили, пироги поспели.
- Пирогов моих поешьте, да хозяюшку потешьте!
- Не красна изба углами, а красна пирогами!
- Сядем рядышком, поговорим ладком и пирожками угостимся.
- Спасибо, печь – матушка, за угощеньеце.
Начинается чаепитие. После его завершения Хозяюшка спрашивает детей о том, что им запомнилось и приглашает их в гости снова.
Литература: «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001