Получи документы

Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»

Ирина Перминова
Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»

(подготовительная группа)

Тема: «В гости к Хозяюшке»

Программное содержание:

Познание:

• продолжать знакомить дошкольников с предметами русского быта;

• воспитывать интерес и уважение к народным традициям, быту.

Коммуникация:

• упражнять в словообразовании, в согласовании прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;

• совершенствовать умение воспитанников описывать предмет;

Публикация «Совместная речевая деятельность в музее „Русская изба“» размещена в разделах

• активизировать употребление в речи детей малых фольклорных форм;

развивать логическое мышление, выразительность речи.

Предварительная работа:

• знакомство с убранством музея «Русская изба»;

• описание предметов быта, знакомство с их функциональными особенностями;

• заучивание народной мудрости о труде и лени, объяснение смысла пословиц;

• разучивание русских народных игр, считалок, хороводов, попевок.

Словарь: рукомойник, полотняный, веретено, махотка, светелка, крынка, прялка, сундук, квашня.

Ход занятия:

1 часть.

У входа в избу детей встречает Хозяюшка.

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

- Здравствуйте, Хозяюшка!

- Милости прошу ко мне в гости в светелку.

Красному гостю – красное место.

Гость во двор – хозяину радость.

Будьте, как дома, проходите, присаживайтесь.

Дети рассаживаются по лавкам вокруг стола.

- Всем места хватило? Эх, в тесноте, да не в обиде, где потеснее, там и веселее!

И я сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Я буду вам загадывать загадки, а вы будете догадливы в отгадках. Загадки мои будут о предметах русского быта. Частыми гостями вы у меня были, вот я и хочу узнать, все ли вы у меня в светелке рассмотрели, все ли приметили. Итак, слушайте внимательно.

Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват).

- Что это? Почему ты решил, что это ухват? Покажи ухват. Как им пользуются?

Сколько ни мучайся, ни три его, все равно белей не сделаешь. (Чугунок).

- Что это? Объясни, почему он такой? Принеси его, расскажи для чего он нужен.

Кипит, шипит,

Всем чай пить велит. (Самовар).

- А это что: Почему ты думаешь, что это самовар? Покажи, где он стоит.

- Какие смышленые! Все загадки мои отгадали.

Одна голова хорошо, а две лучше!

- А теперь, гости дорогие, посмотрите вокруг и назовите те предметы в моей светелке, которые вам больше всего нравятся.

Дети называют предметы быта, а Хозяюшка спрашивает у детей о функциональном назначении предметов.

- Молодцы, много вы предметов назвали. А вот крынка. Она сделана из глины. Значит, крынка какая? (Крынка глиняная).

- А вот хлебница, она из соломы. Хлебница какая? (Хлебница соломенная).

- Это лопата. Она из дерева. Значит, лопата какая? (Лопата деревянная).

- Вот это утюг. Он сделан из железа, значит, утюг какой? (Утюг железный).

- А это лапти. Они из лыка. Лапти какие? (Лапти лыковые).

- Я знала, что вы сообразительные.

- Гостей я ждала, порядок в избе навела. Каждой вещи – свое место. Посмотрите, что это в углу стоит? (Сундук).

- Он сделан из дерева, сундук какой? (Сундук деревянный).

- А это что? (Веретено).

- Веретено сделано из дерева. Веретено какое? (Веретено деревянное).

- Посмотрите, что это? (Прялка деревянная).

Хозяюшка добивается полного ответа от детей, чтобы получилось словосочетание.

- Хорошо, умницы!

-Забыла я вам похвастаться, что в этом году у меня лен хороший уродился. Я его мочила, мяла, трепала, полотна много наткала. Вот фартук из полотна. Фартук какой? (Фартук полотняный).

- А вот салфетка из полотна. Салфетка какая? (Салфетка полотняная).

- Посмотрите, полотенце тоже из полотна. Полотенце какое? (Полотенце полотняное).

Хозяюшка добивается полного ответа от детей, чтобы получилось словосочетание.

- Да, дом вести – не лукошко плести. Все предметы, которые нас окружают, сделаны людьми. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорит народная мудрость. Ну-ка, кто пословицы и поговорки о труде и лени рассказывать мастак?

Дети называют пословицы и поговорки о труде и лени.

- Много вы пословиц назвали, а когда я была такой же маленькой, как вы, моя бабушка инее говаривала: «Не говори «гоп», пока не перескочешь!» Как вы, ребята, понимаете смысл этой пословицы? (Дети объясняют смысл пословицы).

- Я вам скажу, что нельзя хвалиться раньше, чем ты что-то сделал. Сначала сделай, а потом и хвались. Ведь о человеке судят по его делам. Сначала сделай дело, а только потом о нем говори.

- Ребята, у кого там хмурый вид?

Кто, насупившись, сидит?

Собирайся, детвора.

Ждет нас русская игра!

- Очень много есть народных игр. Я даже не знаю, какую из них вам предложить. А вы знаете русские народные игры?

Дети называют русские народные игры.

- Вы тоже много игр назвали, но мы сейчас с помощью считалки и фантов выберем одну игру и поиграем в нее.

Выбирают игру, доставая фант из фуражки.

- Поиграли, повеселились и в избу заторопились.

-Ну, добры молодцы и красны девицы, много вещей вы видели в моей светелке и узнали их сегодня. А вот есть еще такой предмет, о котором я вам не рассказывала.

- Догадайтесь, где я руки мою.

Дети показывают место, где висит рукомойник.

- Кто знает, как называется этот предмет?

- Это рукомойник. Как вы думаете, почему он так называется?

- Правильно, с его помощью моют руки, поэтому он так и называется: ру-ко-мой-ник.

- Какое длинное слово! Давайте его повторим все вместе.

Дети проговаривают слово сначала хором, а затем индивидуально. Далее педагог ведет диалог с детьми, рассказ сопровождает показом.

- Это рукомойник. Он металлический. У него есть крышка. Как вы думаете, ребята, для чего она нужна?

- Совершенно верно, я рукомойник всегда закрываю, чтобы вода в нем оставалась теплой и чистой.

- Еще у рукомойника есть стенки и дно. А эти части для чего нужны?

- Конечно, они нужны для того, чтобы вода не выливалась.

- А вот эта часть называется носик. Для чего нужен он?

- Правильно, когда на него нажимаешь, из рукомойника выливается вода и можно мыть руки.

- Вот такой интересный и необходимый предмет есть в моей избе.

- Кто из вас, ребята, опишет рукомойник?

Дети по очереди составляют описание нового предмета. Сначала составляет описание ребенок с высоким уровнем речевого развития без опорных вопросов педагога, затем по наводящим вопросам воспитатель помогает другим детям справиться с заданием.

- Молодцы, хорошо вы рассказали о рукомойнике.

- Ах, гости дорогие, за разговорами я и дело позабыла! Как радушная хозяйка я должна вас угостить. Может быть, вы мне поможете с делами управиться? Поможете пироги состряпать?

- Ну, спасибо вам. А что же нужно сделать, прежде чем пироги печь? (Дети перечисляют).

- Хорошо знаете, вот вам и задание: тебе, красавица, - воду носить, вам, добры молодцы, - дрова рубить, тебе, умница – печь топить, тебе, рукодельница – тесто месить, а вам, огольцы –удальцы, - пироги лепить. Согласны?

Дети инсценируют процесс выпечки пирожков. При распределении ролей педагог учитывает индивидуальные особенности детей: активных привлекает к главным ролям, детей, которым необходимы для развития мелкой моторики – к «стряпанью» пирожков.

-Вот и пирожков налепили! Дружно – не грузно! А пока пироги в печи сидят и пекутся, мы хоровод заведем.

Дети водят хоровод.

-Ну, гостьюшки, пока мы хоровод водили, пироги поспели.

- Пирогов моих поешьте, да хозяюшку потешьте!

- Не красна изба углами, а красна пирогами!

- Сядем рядышком, поговорим ладком и пирожками угостимся.

- Спасибо, печь – матушка, за угощеньеце.

Начинается чаепитие. После его завершения Хозяюшка спрашивает детей о том, что им запомнилось и приглашает их в гости снова.

Литература: «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001

Публикации по теме:

«Домовёнок Кузя»«Домовёнок Кузя» Снова я о своей избе (уголок» Русская изба» в нашей группе. Смотрите в блоге от восемнадцатого марта: Экскурсия. Путешествие в прошлое.

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 17:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная речевая деятельность в музее «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Перминова (УИ 22100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД