Папки-передвижки

Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы

Татьяна Пантелеева
Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы
▼ Скачать + Заказать документы

Развлечение “Встреча Сагаалгана и проводы Масленицы”

Цель: Помочь детям в освоении понятий бурятской и русской национальной культуры. Продолжать знакомить с историей и смыслом праздника Сагаалган, Масленица. Воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории бурятского и русского народа, а также эмоциональную отзывчивость на бурятские песни, танцы, игры. Доставить детям удовольствие и радость.

(Дети входят в группу, их встречают дедушка Чимит и бабушка Авдотья).

Д. Ч. : Сайн байна! Я – дедушка Чимит!

Публикация «Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы» размещена в разделах

Б. А. : Здравствуйте, дети! А я – бабушка Авдотья!

Б. А. : Сегодня необычный день. Мы с вами собрались на веселые народные праздники, которые отмечаются в конце зимы. Какие праздники мы отмечаем в конце зимы?

Дети: Сагаалган, Масленица.

Д. Ч. : Стремится весть быстрей, быстрей,

Сегодня славный праздник,

Сегодня радость у детей.

Спешите к нам на праздник!

Д. Ч. : Собрались сегодня красны девицы, да добры молодцы,

Сильные Батыры, да красавицы Дангины.

Б. А. : Да, мы собрались сегодня для того, чтобы встретить Новый год по восточному календарю – Сагаалган.

Д. Ч. : И проводить Масленицу. Как проводим, так и зиме конец, весне начало.

Б. А. : Ребята, бурятский народ празднует свой национальный праздник - Сагаалган, праздник Белого месяца. В переводе на русский язык это означает бурятский новый год. Проходят годы, но буряты не утратили свои обычаи, они свято чтут традиции своих дедов и отцов. Они в праздничные дни Сагаалгана веселятся, ходят друг к другу в гости, поздравляют с праздником Белого месяца, желают друг другу счастья, удачи, успехов и здоровья.

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поем.

Но где найти нам лучшей песни,

Рождённой здесь, в краю родном!

«Гимн Бурятии»

Д. Ч. : Сегодня мы перенесемся во времена минувшие. Представьте, что вы находитесь в старинной бурятской юрте, затерявшейся в степном пространстве. От неё веет теплом очага. В степи испокон веков высоко ценились сказки – «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья».

Б. А. : Мы, ребята, живём с вами в чудесном краю, где есть славное, священное море-озеро Байкал. Много легенд и сказок хранит народная память о Байкале, о его величии и красоте. Сейчас Дедушка Чимит расскажет нам бурятскую сказку “Богатырь Байкал”.

Д. Ч. : В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: - Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец и гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегаюшей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.

Байкал гневно крикнул:

- Я могу дать только свои слёзы.

Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю".

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся.

Б. А. : Спасибо, дедушка Чимит, за сказку. Сейчас мы станцуем с детьми бурятский танец «Ёхор».

Д. Ч. : Праздник просит в круг входить,

Ёхор праздничный водить.

Встаньте с нами в круг,

Кто нам близок, кто нам друг!

«Ёхор» - танец

Б. А. : Издавна человек жил рядом с природой. Он пытался постигнуть её законы. Изображая животных, бурятский народ придает животным человеческие черты и старается жить с ними в мире. Послушаем сказку «Человек-медведь».

Д. Ч. : Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился. Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:

– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.

– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.

И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.

– Хочу быть царем! – говорит.

Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником.

«Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу.

Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:

– Оглянитесь на своего царя.

Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.

Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.

Д. Ч. : Ребята, давайте поиграем в игру «Бэлэй».

Игра «Бэлэй»

Б. А. : А сейчас мы послушаем сказку о веселом, смекалистом парне Будамшу.

Д. Ч. : Жил парень по имени Будамшу. Однажды он поспорил с попами. Как-то воткнул он в землю палку перед домом богача и сидит себе.

Вышел богач из дома и спрашивает его:

- Что ты тут делаешь?

- Меня зовут «Накорми до отвала». В эту нору забежала рыжая лиса. Вот и закрыл я её. Ты покарауль здесь. Я зайду к вам, попью водички, а эта лиса пусть будет вашей,- отвечает Будамшу.

Обрадовался богач, позарился на лису и говорит парню:

- Ладно, останусь я.

Зашёл Будамшу в дом богача и долго разговаривал с его женой. Богач ждал-ждал его и стал звать:

- Накорми до отвала, иди сюда!

Услышала голос мужа его жена и очень удивилась:

- О чем он кричит? Накорми до отвала. Зачем он велит кормить этого бедняка?

Снова богач кричит:

- Накорми до отвала!

Шибко удивляется жена богача и много еды ставит перед Будамшу.

Так смекалистый Будамшу и наелся досыта.

Б. А. : Да, веселая сказка и Будамшу сумел проявить смекалку, чтобы покушать! Ребята, а как раньше жилище бурят называлось? (Юрта). А давайте сыграем с вами в игру “Юрта”!

Игра «Юрта»

(В игре принимают участие 3 группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут по кругу переменным шагом.

По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой в виде шатра, получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившей юрту).

Б. А. : Молодцы, ребята!

Д. Ч. : А хорошо ли вы знаете русские сказки? Давайте проверим!

Б. А. : 1. В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник. (Колобок).

2. Из какой сказки мы узнали о папе, его сынишке деревянном с длинным носом. (Золотой ключик).

3. В какой сказке большие белые птицы маленького мальчика принесли в лес к бабе-яге. (Гуси-лебеди).

4. Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретила в лесу серого волка. (Красная шапочка).

5. По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению).

6. Муха дом себе нашла.

Муха добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов! (Муха-Цокотуха).

Д. Ч. : Хорошо! А, угадайте-ка, кто так говорил:

1. «А дорога далека,

А корзина нелегка,

Сяду на пенёк,

Съем пирожок». (Медведь).

2. «Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

А от тебя, заяц, и подавно уйду!» (Колобок).

3. «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. (Лиса).

4. «Как мне не плакать,

Была у меня избушка лубяная,

А у лисы ледяная,

Пришла весна,

У лисы избушка растаяла.

Вот она меня и выгнала». (Заяц).

Б. А. : Ребята, а какой праздник празднуется 7 дней, и все дни имеют своё название. За каждым днём закреплены определенные обряды, поступки, правила поведения? (Масленица).

Масленица – это кукла из соломы. Масленица – это зима. Зиму мы проводим, встречаем весну. Много весёлых затей зима нам подарила: снежные горки, лыжи, снежки, ледяные крепости. А вы любите зиму? (Ответ детей). А морозов не боитесь? (Ответы). Чтоб зиму студёную из дому прогнать, нужно развлекаться всю неделю и печь блины.

Игра «Бой подушками»

Игра-соревнование «Метелочка»

(Бег на метле между препятствиями).

Д. Ч. : Весело мы время провели! Да, ребята?

Б. А. : А теперь прощаться нам пора.

(Прощаются, уходят).

Публикации по теме:

«Капустные посиделки». Совместное досуговое мероприятие с родителями. Фотоотчёт«Капустные посиделки». Совместное досуговое мероприятие с родителями. Фотоотчёт Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие,.

Фотоотчет «Масленица» (совместное мероприятие с учащимися начальных классов)Фотоотчет «Масленица» (совместное мероприятие с учащимися начальных классов) [ Праздник Масленицы ежегодно проходит в дошкольных группах МОУ Прозоровская СОШ. Дети очень любят и ждут этот праздник с нетерпением. Праздник.

Фотоотчёт о проведении празднования Широкой МасленицыФотоотчёт о проведении празднования Широкой Масленицы Масленица-девица, снежной зимы сестрица, К нам на двор примчится блинами угоститься! Встанут мастерицы у печи крутиться, Будут думать, да.

Фотоотчет о проекте «Семейные традиции как средство сохранения ценности семьи. Традиции празднования Масленицы»Фотоотчет о проекте «Семейные традиции как средство сохранения ценности семьи. Традиции празднования Масленицы» Масленица - один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование его длится семь дней. Каждый день недели имеет свое название. В.

Сценарий празднования Масленицы «Как дети Зиму с Весной помирили»Сценарий празднования Масленицы «Как дети Зиму с Весной помирили» Сценарий празднования Масленицы «Как дети Зиму с Весной помирили» Скоморох: Эй, честной народ! Ты не стой у ворот! Ты не спи на пути, Просим.

Сценарий празднования Масленицы «Всех на Масленицу ждем!» Сценарий празднования Масленицы «Всех на Масленицу ждем!» Цель: Продолжить знакомство с праздником Масленица и с народными обычаями. Виды.

Совместное мероприятие с родителями ко Дню матери «Мамин день» Звучит вальс, дети входят в зал вместе с мамами. Сажают мам на стульчики и встают полукругом. Воспит. : Добрый вечер, мы рады приветствовать.

Совместное мероприятие с родителями «Музыкальная гостиная» Совместное мероприятие с родителями «Музыкальная гостиная» Цель: Создание условий для самовыражения детей и родителей в различных видах.

Совместное мероприятие с семьёй «Гость группы» «Гость группы» Цель: Совместное мероприятие с семьёй. У нас группа младшая, очень многонациональная. Исходя из задач рабочей программы группы,.

Совместное мероприятие с родителями «Хобби для всей семьи» Быть рядом со своим ребенком– это не просто поблизости. Это – вместе, сообща, объединившись. А ведь ничто не объединяет лучше, чем совместное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 11:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пантелеева (УИ 841705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД