Татьяна Пантелеева
Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение “Встреча Сагаалгана и проводы Масленицы”
Цель: Помочь детям в освоении понятий бурятской и русской национальной культуры. Продолжать знакомить с историей и смыслом праздника Сагаалган, Масленица. Воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории бурятского и русского народа, а также эмоциональную отзывчивость на бурятские песни, танцы, игры. Доставить детям удовольствие и радость.
(Дети входят в группу, их встречают дедушка Чимит и бабушка Авдотья).
Д. Ч. : Сайн байна! Я – дедушка Чимит!
Публикация «Совместное мероприятие празднования Сагаалгана и Масленицы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Темочки
Б. А. : Здравствуйте, дети! А я – бабушка Авдотья!
Б. А. : Сегодня необычный день. Мы с вами собрались на веселые народные праздники, которые отмечаются в конце зимы. Какие праздники мы отмечаем в конце зимы?
Дети: Сагаалган, Масленица.
Д. Ч. : Стремится весть быстрей, быстрей,
Сегодня славный праздник,
Сегодня радость у детей.
Спешите к нам на праздник!
Д. Ч. : Собрались сегодня красны девицы, да добры молодцы,
Сильные Батыры, да красавицы Дангины.
Б. А. : Да, мы собрались сегодня для того, чтобы встретить Новый год по восточному календарю – Сагаалган.
Д. Ч. : И проводить Масленицу. Как проводим, так и зиме конец, весне начало.
Б. А. : Ребята, бурятский народ празднует свой национальный праздник - Сагаалган, праздник Белого месяца. В переводе на русский язык это означает бурятский новый год. Проходят годы, но буряты не утратили свои обычаи, они свято чтут традиции своих дедов и отцов. Они в праздничные дни Сагаалгана веселятся, ходят друг к другу в гости, поздравляют с праздником Белого месяца, желают друг другу счастья, удачи, успехов и здоровья.
Нам песни многих стран известны,
Мы с ними дружим и поем.
Но где найти нам лучшей песни,
Рождённой здесь, в краю родном!
«Гимн Бурятии»
Д. Ч. : Сегодня мы перенесемся во времена минувшие. Представьте, что вы находитесь в старинной бурятской юрте, затерявшейся в степном пространстве. От неё веет теплом очага. В степи испокон веков высоко ценились сказки – «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья».
Б. А. : Мы, ребята, живём с вами в чудесном краю, где есть славное, священное море-озеро Байкал. Много легенд и сказок хранит народная память о Байкале, о его величии и красоте. Сейчас Дедушка Чимит расскажет нам бурятскую сказку “Богатырь Байкал”.
Д. Ч. : В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: - Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец и гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегаюшей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы.
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю".
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся.
Б. А. : Спасибо, дедушка Чимит, за сказку. Сейчас мы станцуем с детьми бурятский танец «Ёхор».
Д. Ч. : Праздник просит в круг входить,
Ёхор праздничный водить.
Встаньте с нами в круг,
Кто нам близок, кто нам друг!
«Ёхор» - танец
Б. А. : Издавна человек жил рядом с природой. Он пытался постигнуть её законы. Изображая животных, бурятский народ придает животным человеческие черты и старается жить с ними в мире. Послушаем сказку «Человек-медведь».
Д. Ч. : Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился. Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.
– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.
– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником.
«Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу.
Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.
Д. Ч. : Ребята, давайте поиграем в игру «Бэлэй».
Игра «Бэлэй»
Б. А. : А сейчас мы послушаем сказку о веселом, смекалистом парне Будамшу.
Д. Ч. : Жил парень по имени Будамшу. Однажды он поспорил с попами. Как-то воткнул он в землю палку перед домом богача и сидит себе.
Вышел богач из дома и спрашивает его:
- Что ты тут делаешь?
- Меня зовут «Накорми до отвала». В эту нору забежала рыжая лиса. Вот и закрыл я её. Ты покарауль здесь. Я зайду к вам, попью водички, а эта лиса пусть будет вашей,- отвечает Будамшу.
Обрадовался богач, позарился на лису и говорит парню:
- Ладно, останусь я.
Зашёл Будамшу в дом богача и долго разговаривал с его женой. Богач ждал-ждал его и стал звать:
- Накорми до отвала, иди сюда!
Услышала голос мужа его жена и очень удивилась:
- О чем он кричит? Накорми до отвала. Зачем он велит кормить этого бедняка?
Снова богач кричит:
- Накорми до отвала!
Шибко удивляется жена богача и много еды ставит перед Будамшу.
Так смекалистый Будамшу и наелся досыта.
Б. А. : Да, веселая сказка и Будамшу сумел проявить смекалку, чтобы покушать! Ребята, а как раньше жилище бурят называлось? (Юрта). А давайте сыграем с вами в игру “Юрта”!
Игра «Юрта»
(В игре принимают участие 3 группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут по кругу переменным шагом.
По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой в виде шатра, получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившей юрту).
Б. А. : Молодцы, ребята!
Д. Ч. : А хорошо ли вы знаете русские сказки? Давайте проверим!
Б. А. : 1. В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник. (Колобок).
2. Из какой сказки мы узнали о папе, его сынишке деревянном с длинным носом. (Золотой ключик).
3. В какой сказке большие белые птицы маленького мальчика принесли в лес к бабе-яге. (Гуси-лебеди).
4. Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встретила в лесу серого волка. (Красная шапочка).
5. По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению).
6. Муха дом себе нашла.
Муха добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов! (Муха-Цокотуха).
Д. Ч. : Хорошо! А, угадайте-ка, кто так говорил:
1. «А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сяду на пенёк,
Съем пирожок». (Медведь).
2. «Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
А от тебя, заяц, и подавно уйду!» (Колобок).
3. «Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка. (Лиса).
4. «Как мне не плакать,
Была у меня избушка лубяная,
А у лисы ледяная,
Пришла весна,
У лисы избушка растаяла.
Вот она меня и выгнала». (Заяц).
Б. А. : Ребята, а какой праздник празднуется 7 дней, и все дни имеют своё название. За каждым днём закреплены определенные обряды, поступки, правила поведения? (Масленица).
Масленица – это кукла из соломы. Масленица – это зима. Зиму мы проводим, встречаем весну. Много весёлых затей зима нам подарила: снежные горки, лыжи, снежки, ледяные крепости. А вы любите зиму? (Ответ детей). А морозов не боитесь? (Ответы). Чтоб зиму студёную из дому прогнать, нужно развлекаться всю неделю и печь блины.
Игра «Бой подушками»
Игра-соревнование «Метелочка»
(Бег на метле между препятствиями).
Д. Ч. : Весело мы время провели! Да, ребята?
Б. А. : А теперь прощаться нам пора.
(Прощаются, уходят).