Римма Тарунина
Совместный проект педагога и ребенка «Как пчелы делают мед?»
▼ Скачать + Заказать документы
Этим летом я отдыхала в деревне у своей тети. Каждый день, я видела, как пчелка садилась на цветок, нюхала и трогала его своими лапками. Я спросила у мамы, зачем пчелка прилетает на цветок, а мама ответила, что так она собирает мед. Мне захотелось узнать, как пчелы собирают и делают мёд.
Приступая к исследовательской работе, я поставила перед собой цель – узнать, как пчелы делают мед.
Для достижения цели мне нужно было решить следующие задачи:
1. узнать больше о пчелиной семье;
2. понаблюдать за работой пчел;
Публикация «Совместный проект педагога и ребенка „Как пчелы делают мед?“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
3. узнать, как пчелы делают мед;
4. провести анкетирование среди детей и выяснить, знают ли они, как пчелы делают мёд.
5. исследовать образцы мёда и оценить их качество.
Гипотеза: Может быть, пчелы собирают мед из цветов?
Или пчелы высасывают нектар из цветов, а потом что-то делают
с ним и получается мед?
Я стала обо всем расспрашивать маму и сестру, читать литературу. Вместе мы ездили на пасеку, наблюдали за пчелами, проводили опыты.
В результате проведенной работы я узнала:
Как устроен пчелиный дом.
Пчелы живут в улье. Улей - искусственное жилище для пчёл, изготовленное человеком. Он состоит из деревянного домика, рамок, куда пчелы приносят нектар.
Состав пчелиной семьи
Пчела — единственное насекомое, дающее человеку полезную и вкусную пищу - мёд. С древних времён пчела служит символом трудолюбия.
Пчёлы – насекомые величиной 1,5 – 2 сантиметра.
Пчёлы живут семьями. В каждом улье живет одна семья. Пчелы, как и многие насекомые, проходят четыре стадии развития: яйцо, гусеница, куколка и взрослое
насекомое.
Возглавляет пчелиную семью матка.
Она почти в два раза длиннее других пчел. Питание матка получает только от пчел – кормилиц, которые кормят ее специальным молочком. Они чистят матку, ухаживают за ней, постоянно находятся рядом. Без матки нет семьи.
Основной состав семьи – это рабочие пчелы. Они кормят и воспитывают личинок, строят гнездо, охраняют его, поддерживают в гнезде нужную температуру и влажность, а главное, отыскивают и приносят нектар, который после упаривания превращается в мед. За всю свою жизнь рабочая пчела производит лишь 3-4 г меда.
Летом в состав пчелиной семьи входят трутни. Они нужны только для оплодотворения матки. Трутни крупнее рабочих пчел, но нектар они не носят и осенью пчелы их изгоняют из улья.
Наблюдения за работой пчел, как получается мед.
После 9 часов утра, когда солнышко уже взошло и высушит росу, пчелы все активнее и активнее начинают летать с цветка на цветок. В хорошую погоду с 11 часов стоит ровный мощный гул в саду. Можно стоять рядом с ними, и они не тронут тебя, потому что заняты работой. Но если стоит плохая погода, пчелы очень злые.
Мёдом называют продукт переработки пчёлами нектара. Нектар собирают с цветковых растений. Пчела–сборщица хоботком высасывает нектар из цветков, наполняет им свой медовый зобик, и переносит в улей. А в специальные углубления на задних лапках пчелки собирают пыльцу, смачивают ее нектаром и тоже несут домой. Он имеет в своем составе очень много воды. В следующие дни пчёлы несколько раз перекладывают мед из ячейки в ячейку, испаряют из него лишнюю воду. По мере созревания меда, ячейки запечатывают восковыми крышечками.
Далее, после созревания меда в ячейке, рамки достают и ставят в медогонку – это большая кастрюля с лопастями для выкачивания меда из рамок.
Исследования.
1. Анкетирование и подведение итогов.
Я решила провести анкетирование среди детей своей группы и выяснить, знают ли они, как пчелы делают мёд.
Оказалось, что 92 % детей считают, что пчелы собирают готовый мёд из цветов, и только 8% сказали, что пчелы собирают нектар и потом из него делают мед.
2. Опыты.
Однажды мама, вернувшись с рынка, сказала, что купила настоящий мед. Я удивилась: «А что бывает и не настоящий мед?» Мама рассказала, что иногда можно купить мед-подделку. Как же отличить натуральный мед от подделки?
Оказывается, качество меда определяется по его внешнему виду, цвету,
запаху, консистенции, вкусу, а еще в результате следующих опытов:
1. Образование воздушных шариков при переворачивании банок с мёдом.
2. Опыт с кусочком хлеба.
3. Опыт с дистиллированной водой и йодом.
4. Определение зрелости мёда.
5. Опыт с уксусной кислотой.
Для своих опытов я взяла два вида меда:
1 образец - мед, который мама купила в магазине;
2 образец - мед, купленный на пасеке в п. Прохоровка.
Я решила проверить, насколько эти виды меда качественные, есть ли в них примеси.
1. Я перевернула банки с медом и увидела, что у 1 образца не произошло никаких изменений, а у 2 образца вверху образовались воздушные шарики. Это значит, что мед, купленный на пасеке в Прохоровке - натуральный мёд.
2. Я узнала, что если в мёд добавлен сироп (т. е. мед не качественный, то он имеет повышенную влажность. Я опустила в каждую баночку с мёдом кусочки хлеба, и через 8-10 минут достала их.
В 1 образце хлеб размягчился, значит, в этом меде присутствует сахарный сироп. Во 2 образце хлеб не изменился, значит - это качественный мёд.
3. Следующим моим исследованием была проверка на наличие в мёде примесей муки или крахмала. Я разбавила каждый образец мёда дистиллированной водой и попросила воспитателя добавить несколько капель настойки йода. Растворы не потеряли свой цвет, значит, в мёде обоих образцов нет примесей муки и крахмала.
4. Мне захотелось проверить так же зрелость мёда. Я по очереди набирала мед в ложку из каждой банки и, покрутив, опрокидывала их.
Мед 1 образца стекал быстро, возможно мед незрелый. Мёд 2 образца стекал медленно, значит мёд зрелый.
5. Следующим моим опытом была проверка на наличие в меде примеси мела. Для этого я в небольшое количество меда обоих образцов попросила воспитателя добавить уксус – ни один мёд не вспенился, значит, оба образца меда без примеси мела.
Вывод: исходя из своих опытов, я узнала, как правильно выбрать мед, научилась распознавать, есть ли в мёде примеси.
Заключение
Мое любопытство помогло мне выяснить, как пчелы долго и кропотливо «делают» мед, как грамотно и четко распределены обязанности в пчелиной семье.
Научилась отличать натуральный мёд от подделки.
Очень сложную, важную и необходимую для человека работу делают пчелы. Мне бы хотелось, чтобы люди питались не рафинированным сахаром, от которого только вред, а очень полезным продуктом – медом, уважали пчел и их труд.