МААМ-картинки

Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств (из опыта работы преподавателя)

Ирина Сапёрова
Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств (из опыта работы преподавателя)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств

(Из опыта работы преподавателя)

Профессия преподавателя предполагает знание и применение классических методик преподавания. Наряду с этим, невозможно переоценить значимость использования инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.

Публикация «Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств (из опыта работы преподавателя)» размещена в разделах

Чтобы быть эффективным, результативным, интересным ученику и самому себе, педагог просто обязан постоянно учиться сам, осваивать новшества и уметь применять их в учебном процессе. Благо, возможности для этого сейчас - неограниченные. Новые информационные технологии предоставляют широкое поле для культурного, - общего и специализированного, профессионального, - познания. Вся мудрость мира теперь доступна, не выходя из дома или учебного класса. Конечно, нужно уметь найти информацию и правильно воспользоваться богатыми мультимедийными возможностями. Современная техника предъявляет серьёзные требования к пользователю. Она постоянно совершенствуется, возможности расширяются. Поэтому необходимо всегда «держать руку на пульсе», чутко реагируя на изменения. Я с большим увлечением этим занимаюсь, побуждаю учеников и использую в учебном процессе.

В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, нотную, методическую литературу, энциклопедические, биографические документы, широкие возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся.

Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; изучить материалы о жизни и деятельности композиторов и исполнителей как классических, так и ныне живущих.

Конечно, ничто не заменит «живое», непосредственное посещение концертных залов, театров и музеев. Вместе с тем, мультимедийные технологии дают нам возможность, в любое удобное время, просматривать записи лучших образцов мировой музыкальной культуры, «оказаться» в любом концертном зале или музее мира. Причём, я собираю (и делюсь с учениками и коллегами, записями различных интерпретаций одного и того же культурного шедевра (будь то балет, опера, инструментальное произведение, театральная постановка). Очень интересно сравнивать и обсуждать различные варианты прочтения классики и современного искусства.

Мультимедийные технологии и современная техника позволяют интересно представить связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия. Это и подбор видеоряда, соответствующего характеру музыки, и, наоборот, поиск музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета. Такой симбиоз искусств легко организовать, благодаря мультимедийным возможностям (компьютер, проектор, воспроизводящая акустическая аппаратура, обширная база электронных ресурсов).

Освоение компьютерных программ позволяет самостоятельно оформлять нотный текст, - очень помогает в этом программа Finale (программа набора нот). Кстати, детей эта работа тоже очень увлекает. К тому же, набрав текст на компьютере, можно его тут же прослушать в любом темпе и на любом инструменте. (Я уже не говорю, что педагогу просто необходимо владеть и простым компьютерным набором текста. Как правило, музыканты быстро осваивают десятипальцевый метод «слепой» печати текста в программе Word).

В учебном процессе удобно использовать ритмические и тембральные возможности электронных музыкальных инструментов. Как пример – музицирование в сопровождении электронного музыкального инструмента (синтезатора) или записи. Фонограмма может содержать запись оркестровую, инструментальную, просто ритмическую. Ученик может почувствовать себя солистом – ведь его сопровождает «настоящий» оркестр! К тому же такое сопровождение воспитывает чувство ритма, находчивость, выдержку, - ведь электроника не позволит остановиться, выбиться из ритма. Конечно, ничто не заменит живого исполнения, но как вариант работы, этот метод бывает полезен.

Сейчас у преподавателя «под рукой» необъятная электронная база нотного и методического материала, возможность иметь любые ноты в печатном виде (используя принтер и сканер). Можно искать самостоятельно, можно заказать через сайты интернет - магазинов – каталоги выложены и доступны для заказа. Причём, такой поиск (через интернет) более эффективен, перед глазами полная картина имеющегося на данный момент в открытом доступе, имеется возможность заказать желаемое.

Конечно, очень удобно фиксировать цифровой техникой (фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись) лучшие моменты школьной, концертной и экскурсионной жизни. Можно тут же всё снятое просмотреть, отобрать лучшие экземпляры, сохранить на память. Подобная совместная работа с учениками учит их оценивать, анализировать, сравнивать, совершенствоваться. Кроме того, это очень объединяет и сближает ученика и педагога.

Информационные возможности сети Интернет помогают в организации внеклассной деятельности. Можно открыть сайт любого театра, музея и выбрать культурную программу, спектакль или концерт. К тому же можно, находясь далеко от культурных столиц, заказать билеты в лучшие театры и концертные залы, и электронно их оплатить.

Интернет даёт возможности дистанционного общения с учениками, обмена опытом с коллегами. Возможности безграничны. Даже можно по Skype проводить уроки, будучи далеко от обучаемого и обучаться самому.

Можно ещё долго перечислять возможности, открытые для нас современным уровнем развития информационных технологий и применяемые мной в процессе обучения. Безусловно, технологии будут совершенствоваться, будет эволюционировать цифровая техника, электронные ресурсы. Задача педагога – быть в курсе и эффективно применять их в своей профессии.

Результаты применения современных технологий :

- повышение интереса детей к обучению;

- побуждение их к творческой, самостоятельной, аналитической работе;

- повышение общего культурного уровня, расширение кругозора;

- заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений;

- объединение в творчестве педагога и обучаемого.

Как следствие вышеперечисленного – повышение исполнительского и общего культурного уровня юных музыкантов.

Необходимо, чтобы школа искусств была учреждением, в котором, сохраняя традиции, идут в ногу со временем и используют лучшие современные обучающие и развивающие технологии.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств (из опыта работы преподавателя)
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 13:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД