галина чадаева
Современные образовательные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в ДОУ
Опытные педагоги отмечают, что работать с каждым годом становится все труднее, сил на подготовку к занятиям уходит все больше.
А удовлетворенность педагогической деятельностью заметно снижается, потому что, несмотря на все старания, возникают все более сложные воспитательные проблемы, причем такие, с которыми прежде образовательные учреждения прежде не сталкивались. Анализ показывает, что усталость, порой неудовлетворенность работой чаще всего связана с неадекватностью затрат при подготовке к проведению занятий и общим результатом после проведения.
Публикация «Современные образовательные технологии в ДОУ» размещена в разделах
По исследованиям современных ученых основная причина кроется в рассогласованности между требованиями, предъявляемыми современным обществом к образованию и ограниченными возможностями их реализации в ДОУ и школах.
Академик Д. И. Фельдштейн в своем выступлении на 15 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблеме преемственности в образовании, отмечал, что проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро:
Идет отстранение мира взрослых от мира детей.
Дети находятся в потоке огромного знаииевого процесса. (получение знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний.
Взрослые не отмечают ценность периода детства
Усилились городские связи. Продолжается процесс урбанизации.
В 90-е годы 26 млн. детей проживало в городе, сейчас – 40 млн.
Как результат в среде детей процветают грубость, жестокость, цинизм.
У многих детей комплексы, неуверенность в себе.
Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.
Неравный доступ к образованию.
Дети ярко демонстрируют свои асоциальные взгляды. (движения эмо, готы и т. п.)
Резко снизилась когнитивность мышления.
Снизилось развитие познавательной сферы. (произошло снижение умения планировать, удерживать в памяти план действий снижение на 90%
У современных детей резко снижена любознательность
Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух
Страдает социально-личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства)
Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление.
Идет регрессивное изменение коры головного мозга
Снижение мышечной массы тела.
Проблемное течение психического развития. (20% детей с ММД. Половина детей с пограничным состоянием. Нарушения психики у 26% детей)
Сдвинулись сроки кризисов с. 6-7 лет до 7-8лет;
Выросло количество одаренных детей
У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни. Однако значение нравственности стоит у детей на последнем месте. Выросло Q до 115 баллов.
Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.
Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.
Сущность объяснительно-иллюстративной технологии.
Это педагогика принуждения, подавления внутренней свободы ребенка. При реализации данной технологии педагог находится над ребенком. Он единственный источник знаний. Он знает все, ребенок должен внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Данная система была предложена Я. А. Коменским еще в 15 веке.
Дети при реализации данной технологии оказываются в роли слушателей
Педагог реализует три основные функции:
- информирующую; (изложение готовой информации с привлечением иллюстративного материала)
- контролирующую: (непрерывное наблюдение за усвоением преподносимого материала)
-оценивающую (фиксация процесса усвоения полученной информации)
При деятельностно-практическом способе обучения меняются позиции обучаемого и обучающего, они постоянно взаимодействуют.
Основные функции педагога:
- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность
- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать)
-совместное подведение результата проведенной работы
1 объяснительно-иллюстративная технология :
Педагог все знает. Он передает знания детям.
«Ребенок – пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями».
Задействована в основном механическая память.
Прямолинейное воздействие вызывает негативную реакцию детей.
2 современные образовательные технологии :
Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем. Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.
«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь»
Проблемно-диалогическая технология
основана на развитии у ребенка восприятия, мышления.
Занятия строятся на основе познавательно-поисковой деятельности.
Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.
(Пример)
Затем выстраивается цепочка вопросов и и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
- вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений)
- вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?.)
- вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком)
- вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?
- проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть)
- вопросы-шутки (На каком дереве сидид ворона во время дождя)
-риторические вопросы (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)
- вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор)
- вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал)
Условия проведения занятий поискового характера.
-создание для каждого ребенка ситуации успеха
- проведение элементарных опытов
-ответы жестами и мимикой. Ответы шепотом (на ухо педагогу)
-работа по индивидуальным карточкам
-работа в парах (учитель-ученик)
-проверка задания друг у друга
-поиск ошибок у педагога
-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»
-«логический фиксатор» (выделение узловых моментов занятия)
-задания на время
-модуляции голосом педагога
Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания
Обязательно говорить о предстоящей перспективе
Проведение анализа занятия
Что нового вы сегодня узнали?
Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?
Что вам показалось трудным?
Что интересного вы узнали?
Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?
О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?