Наталья Алябьева
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ посредством познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
В требованиях ФГОС ДО в методологическую основу заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одним из основополагающих принципов выдвигает ФГОС. ДО это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Поэтому понятие патриотизма и гражданско-патриотического воспитания отражаются в запланированных мною задачах представленных на слайде. В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ посредством познавательного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 1. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране необходимо в любое время. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, своё село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Я считаю что именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Слайд 2. Поэтому и цель моя по реализации данного опыта работы с детьми состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Вся система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в моей группе проходит с широким использованием педагогических путей и средств, понятий о патриотизме, героизме и их проявлениях. При отборе произведений и материалов я руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность
Слайд 3. Но как же велика культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто радует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором,. К сожалению многое из жизни наших предков уже утрачено. По моему мнению понятие - патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе.
.Слайд 4. Первоначально идет знакомство с улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у детей представлений о родном селе, его истории, достопримечательностях.
Приоритетным в работе по патриотическому воспитанием считаю : окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть своей малой Родины.
Слайд 5. В работе с детьми своей группы использую все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. Потому что в устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. .
Работа с детьми в группе проводится в нескольких направлениях:
Слайд 6. Создаются условия, для художественно - продуктивной деятельности, дети рисовали на темы: «Моя улица», «Наша армия», «День Победы», создали коллективную работу рисунков «Машины едут по улице», конструировали на темы «Наш детский сад и участок», «Моя родная улица». Активно ведётся работа с детьми моей группы в кружке «Умелые ручки». Одной из удачных работ является работа выполненная с применением нетрадиционной техники пластилинографии «Русская берёзка»
Слайд 7. Дети моей группы являются активными участниками в районных выставках детского рисунка. Победитель конкурса рисунков ко Дню села «Сердцу милый уголок» Исаева Маша. Победители районного конкурса «Разноцветные весенние краски» посвящённого Дню весны и труда. Победители Всероссийских Блиц-олимпиад «Многоликая моя Россия», «Наша дружная семья», «Все профессии нужны, все профессии важны», Победители конкурса «Военно-патриотический проект» в номинации: «Моя Малая Родина» название работы: «Подарок для папы». Победители международной олимпиады «Сказки - наши друзья».
Слайд 8. Деятельность детей организую так, чтобы у детей появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Одна из полюбившихся форм «Встреча с интересным человеком». Знакомство детей с любой профессией дает мне возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей нашего села.
Таким образом, в результате у детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу. Они начинают уважать труд своих родителей, стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Слай №9 Совместно проведённые мероприятия, государственно - гражданские праздники: День Российского флага, День защитника Отечества, День матери, Международный женский день, День знаний, помогли мне в повышении педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания в том числе и нравственно-патриотическом. Совместная работа и взаимосвязь с родителями в настоящее время актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Слайд 10 Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, я знакомлю своих воспитанников не только с историей, но и с происходящими событиями. Дети моей группы приняли участие в Краевой Акции «Зарядка», в Губернаторском забеге «Ставропольская Миля» посвящённому Дню Ставропольского края. Приняли участие в краевой акции «Витаминная грядка» организованной партией «Единая Россия». Стали участниками акции «Парад колясок», участники Фестиваля «Дары садов Красногвардейских», в рамках краевой акции «Вкус Ставрополья», участники акции «Георгиевская лента». Дети должны испытывать гордость за нашу страну, а также, за свой Ставропольский край.
Слайд 11. Для успешной работы, реализации нравственно - патриотического воспитания в моей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, с учетом возрастных особенностей детей. Организована выставка: «Мой прадедушка был на войне», уголок государственной символики, уголок настольных игр, библиотека художественной литературы, уголок народных музыкальных инструментов, физкультурный уголок с атрибутами народных игр, мини - музей народной игрушки, мини – музей «русская изба». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в развивающей среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в группе периодически меняются материалы: на лабиринты, кроссворды на знание родного села, края, страны, её символов.
Слайд 12. Патриотическое воспитание дошкольников - проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим и задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет пятнадцать назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Семейные традиции для моих детей и родителей стало участие в Параде «Бессмертный полк» в праздновании Дня Победы.
Слайд 13. Мониторинг педагогических воздействий по нравственно- патриотическому воспитанию детей моей группы по сравнению с прошлым учебным годом показал динамику роста знаний детей по данной теме на 7,2%
Работа по развитию нравственного- патриотического начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.
Своё педагогическое мастерство повышаю через участие в Российских, Международных, краевых и районных конкурсах.
Девизом для меня и моих детей стали такие слова:
«Мы патриоты России
Здесь наша Родина- Мать,
В ней наша гордость и сила
Наша великая рать».
Список литературы:
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», С. - Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.
4. Т. В. Калинина Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 г.
5. В. Моторин «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11
6. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
7. М. Ю. Новицкая «Патриотическое воспитание в детском саду». – М. : Линка-пресс, 2003 г.
8. И. В. Петрова, Т. Д. Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
9. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет», М. : ТЦ Сфера, 2008 г.