Рубина Ахметзянова
Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьями дошкольника в вопросах воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей.
Публикация «Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьями дошкольника в вопросах воспитания» размещена в разделах
Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Согласовывая свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.
Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением.
Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача воспитателя - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно–педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду.
Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.
Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.
В настоящее время создано большое количество отечественных и зарубежных программ, которые используются в работе современных образовательных дошкольных учреждений и обеспечивают разнообразные подходы к организации педагогического процесса в детском саду и взаимодействию с родителями воспитанников.
Для целесообразного и эффективного взаимодействия необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение); подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания, а так же организация участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников, обеспечит полноценное взаимодействие системы дошкольного воспитания и семейного.
Основные направления взаимодействия ДОУ и семьи
1. Глубокая социальная диагностика изучения особенностей внутри-семейного воспитания
Убеждение в том, что эмоциональная нестабильность в семье приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей. Стремление родителей следовать советам врача, психолога, психотерапевта
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку
Осознание своих возможностей, возможностей детей; стремление к сотрудничеству с воспитателями. Получение представления о работе воспитателей, вызывающее уважительное отношение к ним.
3. Просвещение, информированность родителей
Расширение представлений об особенностях развития детей, использование методов коррекционно-развивающей работы с ними. Повышение роли родителей в формировании эмоционального образа ребенка.
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Расчёт на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка.
Взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Достичь его с помощью определенных методических приемов. Прежде всего «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Родители видят позитивное отношение к их ребенку.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам («Чем мы сегодня занимались», «Чем живёт группа», «О наших детях»). Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, подбирается материал для коллективных бесед - консультаций, групповых родительских собраний.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
С родителями активно используются разнообразные формы работы:
Традиционные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов.
Нетрадиционные формы: защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, организация работы родительского комитета детского сада, презентация детского сада, информация о детском саде на сайте в Интернете.
Таким образом, концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и детского сада.
Современные родители прежде всего требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания в общении с родителями. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых продуктивных форм взаимодействия с родителями, создания единого информационного образовательного пространства.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
рост объема информации;
обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
оперативное получение информации;
расширение информационных потоков;
создание электронных газет, журналов.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.