Cветлана Кольцова
Создание позитивного микроклимата в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В общение между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Публикация «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада» размещена в разделах
Для решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, мы в нашей группе применяем некоторые эффективные методы и приемы, о которых хотим вам рассказать.
Так, например, в нашей старшей группе был изготовлен «Ковер мира».
Он представляет собой вышитое на куске ткани солнце с голубем, где желтый круг – символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи – имена каждого ребенка группы (они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, но мы вместе», и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь – символ мира во всем мире.
Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-тоне уступил игрушку, кого-то не приняли в игру т. д.) Затем дети мирятся, произнося «мирилки».
Такой «Ковер мира» позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Еще одна удачная находка – создание «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения и его дальнейшей коррекции.
Для этого на магнитной доске в раздевалке приклеены фотографии всех детей группы.
На каждого ребенка заготовлены по три магнита, цвет магнита можно поменять в зависимости от настроения: Красный цвет – хорошее настроение; зеленый – спокойное, ровное; синий – настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение. В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет магнита на доске он тоже меняет.
В начале этой работы дети были сосредоточены только на цвете своего магнита, на своем состоянии. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу дошкольники сами стали обращать внимание на настроение других детей («Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?») и пытались помочь своему сверстнику («Ты прикрепил синий магнит. Почему у тебя плохое настроение?», «Что случилось? Давай поиграем вместе»).
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми были выбраны эмблема и девиз группы : «Как вишенки на ветке – дружат в нашей группе детки».
Совместно с детьми составлены правила группы «Что можно делать, а что нельзя».
Каждое утро в детском саду начинается с приветствия «Минута вхождения в день», которое стало нашей доброй традицией. «Утро радостных встреч» ( каждый понедельник после выходных дней дети собираются и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие (например, начали оформлять выставку, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки и т. д.)
Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу, мы разучиваем с детьми и танцуем коммуникативные игры-танцы. Например, коммуникативная игра-танец «Ку-ку».
Регулярно проводятся занятия и этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т. д. Кроме того, проводятся специально-организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Например, «С друзьями вместе».
Каждую пятницу подводятся итоги добрых дел. В группе находится «Шкатулка добрых дел» : за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой – синюю. Таким образом, определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. На наш взгляд, именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения». В. А. Сухомлинский
-