МААМ-картинки

Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ

Наталия Канушина
Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Для родителей нет больше радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста 2, с. 6.

Публикация «Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ» размещена в разделах

В нашем дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Одним из направлений деятельности нашей группы является создание комплексной системы оздоровления детей. В процессе этой работы я решаю следующие задачи:

- создание в группе условий для обеспечения физического и психического благополучия каждого ребёнка;

- формирование основных двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств;

- формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- включение родителей в образовательный процесс по сохранению и укреплению здоровья детей.

Для полноценного физического развития детей, реализации их потребности в движении создаю определенные условия. В группе оборудован уголок физической культуры, где располагаются физические пособия для развития двигательных умений и навыков, профилактики плоскостопия, формирования осанки, снятия усталости. На игровой площадке имеется гимнастическая стенка, мишень для попадания в цель, дорожка «Здоровья», «полоса препятствий».

Гибкий оздоровительный режим дня, предполагает систематическую работу по использованию здоровьесберегающих технологий. Он предусматривает вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов и носит в целом динамичный характер, включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, которые объединены игровым содержанием и названы «минутками» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т. д.). При организации «минутки здоровья» мной проводятся: пальчиковая гимнастика (во всех возрастных группах); дыхательно-звуковая гимнастика; аурикулярный массаж (с детьми 4-7 лет); гимнастика мозга П. Деннисона (проводится перед началом занятия с детьми старшей и подготовительной группы); восстановительная гимнастика (после всех занятий с детьми 5-7 лет).

Обязательным при организации регламентированной деятельности является проведение физкультминуток и гимнастики для глаз.

В детском саду осуществляется мной следующая целенаправленная лечебно-оздоровительная работа:

- аромотерапия (вдыхание фитонцидов,

-библиотерапия,

-музыкальная терапия,

-лечебно-профилактические игры,

-различные виды гимнастик (эмоционально-стимулирующая гимнастика, гимнастика после сна, ходьба по дорожке «здоровья»).

- закаливающие процедуры (разные виды массажа с предметами (грецкими орехами, «ёжиками», хлопушками, «палочками здоровья») и без предметов; ходьба босиком по тренажёрам; воздушные ванны и др.);

- динамические паузы;

- месячник здоровья, неделя нескучного здоровья;

- полоскание полости рта после каждого приёма пищи;

- занятия по охране безопасности жизнедеятельности детей;

- изучение вопросов правильного питания;

- антистрессовая гимнастика.

Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает сделать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений гимнастики после сна воспитывает волевые качества ребё нка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь 3.

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую игровые, сюжетные (например, «В лесу», «В цирке» и др., комбинированные формы построения утренней гимнастики. Игра – гимнастика увлекает детей, их физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной деятельности. В старшем дошкольном возрасте гимнастику провожу в форме круговых тренировок, ритмики.

После интенсивных двигательных нагрузок выполняем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполняют различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Стараюсь обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, использую подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

В детском саду практикуется проведение совместных спортивных развлечений и досугов между детьми старших и подготовительных групп на различные тематики: «Спортивный огород», «Путешествие на Остров здоровья», «День космонавтики», «Морское путешествие», «Малые олимпийские игры» и другие.

Изучив пособие «Антистрессовая гимнастика для детей» академика Т. 3. Акбашева, апробировала данный вид гимнастики на практике с детьми подготовительной группы. В целом технология антистрессовой гимнастики направлена на повышение защитных сил организма, снятие стрессов, которые сопровождают жизнь человека с самого раннего детства.

При организации антистрессовой гимнастики мной использовались оздоровительные технологии: «Целительные руки», «Умение быть рядом» и техники, основанные на принципе резонанса и вибраций, которые просты, безопасны, универсальны. Топанье ногами, подпрыгивание, размахивание руками - эти действия доставляют детям массу удовольствия, поэтому они включены в игровой комплекс. Занимаюсь с детьми антистрессовой гимнастикой 2-3 раза в неделю после сна по освоению оздоровительно-познавательных комплексов: «Паровозик из Ромашково», «Путешествие за здоровьем», «Осенняя прогулка», «Полет в космос» и др. 1.

Систематическое проведение антистрессовой гимнастики учит детей понимать себя и свое тело, способствует снижению уровня простудных заболеваний.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

• повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

• получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

• сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

• снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

• увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

• обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Организуя прогулки детей на воздухе, создаю условия для их активной деятельности 2, с. 86.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.

Список литературы

1. Акбашев Т. 3. «Антистрессовая программа», г. Казань, 2001.

2. Горбатова М. С. «Оздоровительная работа в ДОУ». В., «Учитель», 2011., с. 6, 86

2. Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду». М., «Мозаика – Синтез», 2007.

Публикации по теме:

Детский сад как оздоровительная педагогическая система "Я не боюсь еще и еще раз повторять:   забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная.

Здоровьесберегающие технологии. Презентация Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 21:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для физического развития и психологического комфорта в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Канушина (УИ 114173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД