Лидия Тюрина
Создание условий для использования современных технологий в коммуникативно-речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В контексте деятельностно-коммуникативного подхода технология есть открытая динамическая система, которая способна, с одной стороны, трансформироваться под действием «внешних», социальных факторов, а с другой – активно преобразовывать окружающую ее социальную реальность.
Публикация «Создание условий для использования современных технологий в коммуникативно-речевой деятельности» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время велика роль новых технологий. Мы не можем двигаться вперед, если в ДОУ не будет новых технологий. Они дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Современные основополагающие документы, включая национально образовательную инициативу «Наша новая школа», требуют повышения компетентности не только педагога, но и ребенка. Значительную роль в этом играют педагогические технологии. В нашем детском саду используются технологии разного вида : коммуникативная, здоровьесберегающая, обучение как исследование, информационная, технология проектного обучения. Технология проектного обучения направлена на развитие исследовательской компетентности. Коммуникативная технология направлена на формирование коммуникативной компетентности детей, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации. Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей в непосредственно образовательной деятельности, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. Исследовательская технология направлена на формирование у детей научных понятий, исследовательских умений и навыков, знакомство с основами проведения экспериментальной работы.
Сейчас мы рассмотрим технологию, которая способствует формированию коммуникативно-речевой активности ребенка.
Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении с использованием современных технологий, которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют разных коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Учитывая это, приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива МДОУ № 8 «Ягодка» стало формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников. Используя современные технологии, ДОУ работает по следующим направлениям (средствам) :
• обучение детей пересказу с использованием мнемотехники;
• развитие связной речи в ходе творческого рассказывания (сочинение сказок, составление рассказов, используем черно-белый вариант карт Проппа);
• развитие связной монологической речи с использованием наглядности (игрушек, картин, предметов, схем);
• сказкотерапия.
Цель – формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников.
Задачи педагогов – формировать навыки культуры речевого общения, развивать речь и расширять словарный запас, а также словотворчество и воображение детей в процессе интеграции разных видов деятельности.
Объект – речевая деятельность.
Предмет – организация работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников.
Для решения выделенных нами задач мы создали специальные условия с учетом ФГТ :
• возникновение новых практических идей, объединение данных идей в педагогической практике конкретных воспитателей;
• рефлексия практики педагогической деятельности (и родителей, и воспитателей, и детей – всех обучаю анализировать то, что делали);
• распространение опыта, новшества, коррекция, устранение негативных факторов – все это помогает анализировать, видеть недостатки, создавать свою технологию, выделять структуру, конкретизировать знания по созданию новых технологий;
• формулирование сущности и названия новой технологии и ее описание;
• создание предметно-развивающей среды. Территория детского сада является продолжением речевой развивающей среды в ДОУ, где воспитатели вместе с детьми, используя элементы декора, проявляют творчество и фантазию. Занятия в театральной студии и музыкальные занятия способствуют развитию красноречия детей, умения пользоваться интонацией – строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный «заряд»;
• поскольку развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием ребенка, особое внимание педагоги детского сада уделяют организации занятий по бисероплетению, графике, изобразительному искусству;
• формирование речевой среды (речевые игры, карты Проппа, мнемодорожки);
• сотрудничество с родителями. Работа была бы невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. В группах имеются уголки, которые содержат информацию по развитию речи. Родителям предлагаются брошюры, шпаргалки, информационные листки с необходимой просветительской информацией;
• проведение непосредственно-образовательной деятельности в разной форме (непосредственно-образовательная деятельность-путешествие, непосредственно-образовательная деятельность-проект, непосредственно-образовательная деятельность-сказкотерапия);
• научно-методическое сопровождение, которое заключается в участии в секции научного общества «Инсайт». Все это предполагает организацию деятельности на основе задачного метода, систематический анализ, выделение затруднений, выделение самоанализа, который включает в себя самодиагностику, осознание затруднений, самоконтроль. Сюда же входит и отслеживание новинок. Главное - анализировать, устанавливать связи, проводить диагностику, оформлять результаты.
В своей работе использую техники : мнемотехника, сказкотерапия, технологию проектирования, технологию ТРИЗ («Салат из сказок», технологию общения. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения, эмоционально-чувствительной сферы ребенка. Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Сказкотерапия может применяться для детей самого малого возраста, практически от рождения.
Сказкотерапия способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Татьяна Зинкевич - Евстигнеева в книге «Основы сказкотерапии» отмечает, что основной принцип работы – вырастить внутреннего созидателя, который умеет взять под контроль внутреннего разрушителя. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
• Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
• Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
• Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.