Папки-передвижки

Создание здоровьесберегающей среды

Галина Малышева
Создание здоровьесберегающей среды

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье, до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр).

Задача здоровьесберегающей технологии в дошкольном учреждении – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Публикация «Создание здоровьесберегающей среды» размещена в разделах

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и самомассаж, релаксацию, логоритмические упражнения. Обязательным элементом логопедических занятий являются физминутки.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления.

(динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика).

- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

- защитно-профилактические;

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика);

-стимулирующие (приемы психотерапии, песочной терапии);

- информационно-обучающие.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения.

На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Специальные игры и упражнения, направленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на фоне классической логопедической помощи, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

У детей-логопатов при этом происходит:

улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

-стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

Пальчиковая гимнастика

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили, считать. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках,

начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. Выставляем вверх большие пальцы.

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочередно называемые пальцы соединяются с больши-ми на двух руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только ми-зинцы.

Кулаки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять. Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

Дыхательная гимнастика

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Основные дыхательные упражнения:

Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки; Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете. Упражнения: 1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет; 2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков; 3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф; 4. Надуть резиновые детские игрушки; 5. Надуть мыльные пузыри.

Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания. Методические рекомендации: дуть целенаправленно по середине языка. Упражнения: 1. Поддувать вверх пушинку, ватку. 2.«Загони мяч (ватку) в ворота». 3. «Загони в сарай животных». Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «домашних животных».

Цель: обучение на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов, сложных слов, фразы. Методические рекомендации: следить за непрерывностью выдоха. Упражнения: 1. Произношение 4-6 отдельных слогов ; 2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т. п.); 3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох

. Цель: обучение дифференцированного дыхания. Методические рекомендации: использовать для наглядности какой-нибудь легкий предмет (вата, лоскуток легкой ткани и т. п.) Упражнения: - Вдох ртом, выдох ртом; - Вдох ртом, выдох носом; - Вдох носом, выдох ртом; - Вдох носом, выдох носом.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

«Индюшата»^ На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

«Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».

«Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

«Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

«Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

«Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

«Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

«Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Задувание свечи.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

«Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкую улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем водуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными» губами. «Пошлепать» язык губами произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

Дутье на язык.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой, пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. ЕЪкажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

«Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Публикации по теме:

«Будь здоров, малыш!» Консультация для родителей (Презентация) Задачи:   Создание условий для благотворного физического развития детей; Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных.

«О здоровье — всерьез!»«О здоровье — всерьез!» Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание здоровьесберегающей среды
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 13:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД