Приложение МААМ

Создание здоровьесберегающей среды

Галина Малышева
Создание здоровьесберегающей среды
▼ Скачать + Заказать документы

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье, до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (А. Шопенгауэр).

Задача здоровьесберегающей технологии в дошкольном учреждении – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Публикация «Создание здоровьесберегающей среды» размещена в разделах

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и самомассаж, релаксацию, логоритмические упражнения. Обязательным элементом логопедических занятий являются физминутки.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления.

(динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика).

- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

- защитно-профилактические;

- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика);

-стимулирующие (приемы психотерапии, песочной терапии);

- информационно-обучающие.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения.

На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Специальные игры и упражнения, направленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на фоне классической логопедической помощи, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

У детей-логопатов при этом происходит:

улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

-стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

Пальчиковая гимнастика

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили, считать. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках,

начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

В гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. Выставляем вверх большие пальцы.

Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочередно называемые пальцы соединяются с больши-ми на двух руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только ми-зинцы.

Кулаки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять. Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

Дыхательная гимнастика

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Основные дыхательные упражнения:

Цель: развитие глубокого вдоха и длительного выдоха; выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Обучаем сдувать снежинку, не надувая щеки; Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете. Упражнения: 1. Сдувать снежинку либо любой легкий предмет; 2. Сдувать тычинки созревших одуванчиков; 3. Дуть двоим с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф; 4. Надуть резиновые детские игрушки; 5. Надуть мыльные пузыри.

Цель: развитие длительного, ровного, плавного выдоха; выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания. Методические рекомендации: дуть целенаправленно по середине языка. Упражнения: 1. Поддувать вверх пушинку, ватку. 2.«Загони мяч (ватку) в ворота». 3. «Загони в сарай животных». Для этого упражнения применяют тазик с водой. На краях тазика укрепляют «домики». На противоположной стороне бумаги «домашних животных».

Цель: обучение на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов, сложных слов, фразы. Методические рекомендации: следить за непрерывностью выдоха. Упражнения: 1. Произношение 4-6 отдельных слогов ; 2. Произношение слов, состоящих из 3-5 слогов (машина, сковорода, велосипед, электричество и т. п.); 3. Слитно произносить фразы из 3-4,4-5,5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдох

. Цель: обучение дифференцированного дыхания. Методические рекомендации: использовать для наглядности какой-нибудь легкий предмет (вата, лоскуток легкой ткани и т. п.) Упражнения: - Вдох ртом, выдох ртом; - Вдох ртом, выдох носом; - Вдох носом, выдох ртом; - Вдох носом, выдох носом.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:

«Индюшата»^ На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

«Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».

«Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

«Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

«Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

«Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

«Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

«Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Задувание свечи.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

«Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкую улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем водуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными» губами. «Пошлепать» язык губами произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

Дутье на язык.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой, пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. ЕЪкажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

«Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приемы:

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Публикации по теме:

«Будь здоров, малыш!» Консультация для родителей (Презентация) Задачи:   Создание условий для благотворного физического развития детей; Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных.

«О здоровье — всерьез!»«О здоровье — всерьез!» Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание здоровьесберегающей среды
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 13:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание здоровьесберегающей среды» (включая файлы) размещена пользователем Галина Малышева (УИ 103562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД