Лучший педагог года

Воспитательное значение колыбельных песен

Лариса Минева
Воспитательное значение колыбельных песен

«Спой мне, мама, песенку…»

[/b]

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. С древнейших времен матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали». Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка “Чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие. Этому способствует, прежде всего, то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создается благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Напевая эти песни, матери или бабушки держат ребенка на руках, качают его, он же, в свою очередь, слышит голос родного ему человека, ощущает равномерное, спокойное сердцебиение, ощущает его присутствие, чувствует внимание к себе со стороны взрослого.

Публикация «Воспитательное значение колыбельных песен» размещена в разделах

Колыбельные песни знакомят ребенка с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях, близки и понятны детям с момента рождения. Это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т. д.

Ах, ты, котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Мою детку не буди.

Люли, люли, баеньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Вале спать велят.

Ой, люленьки, люленьки,

К нам летели гуленьки.

К нам они летели,

Мы на них глядели.

Летели, летели,

На березку сели.

А березка скрип, скрип,

А мой Вася спит, спит.

В процессе ознакомления с колыбельной дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон.

Баю, баю, баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать.

Будет дочка крепко спать,

А я буду напевать,

Колыбелечку качать.

Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

Зыбаю, позыбаю,

Ушел отец за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить.

Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, типа: «люли-люли-люленьки», «баю-баю-баеньки» и т. п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого дети учатся понимать «доброе», и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Этому помогает прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной и утверждает его в мысли, что он интересен взрослому и нужен. Этому же способствует и сравнение ребенка с наиболее значимыми в жизни взрослого человека объектами, явлениями окружающей действительности. Например:

Спи-ка, Маша-солнышко,

Спи-ка, житно зернышко,

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Колыбельные песни способствуют интенсивному развитию воображения. В них создаются такие образы, которые в реальной жизни не существуют (Угомон, Дрема, бука и т. п. ).

Баю-бай, баю-бай,

Поди, бука, под сарай,

Поди, бука, под сарай,

Детке спать ты не мешай.

Ходит сон у окон,

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон.

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

Баю-баю, спи - усни,

Угомон тебя возьми.

Ходит сон по горе.

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Тане так дает.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем, это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя. А положительные эмоции, связанные со знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, и т. д. , наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе

неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Публикации по теме:

Картотека детских песен о дружбе 1. «Вместе весело шагать» Слова: М. Матусовский Музыка: В. Шаинский 2. «Воробьиная песенка» Слова: П. Синявский Музыка: З. Компанеец 3.

Картотека песен о дружбе, к Международному Дню друзей Здравствуйте,уважаемые коллеги. Сегодня,в Международный День друзей, я прадлагаю вашему вниманию картотеку песен о дружбе для детей. Эту.

Картотека песен о перелетных птицах для дошкольников Песня «Скворцы» Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой. Для детей 5 лет. 1. Мы повесили весной На дворе скворечник. Прилетай же к нам, скворец,.

Картотека песен «Экологические и переделки про экологию» Картотека песен: переделки про экологию, и экологические. 1.«О воде» - песня на мотив песни «Топ, топ, топает малыш» (Автор текста: Маграчёв.

Картотека рождественских песен и колядокКартотека рождественских песен и колядок Для детей дошкольного возраста *«Колядка зайки» -А, зайка, зайка, Бела горностайка. Коляда! А, где ты ходишь, где ты гуляешь? Коляда.

Ко Дню сна на МAAM «Картотека колыбельных песен»Ко Дню сна на МAAM «Картотека колыбельных песен» «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского) Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка.

Наглядный материал для разучивания песен с детьмиНаглядный материал для разучивания песен с детьми Как мы учимся песни петь. Песня в жизни дошколят занимает не последнее место. Дружно поём на разных праздниках, участвуем в тематических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательное значение колыбельных песен
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 15:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД