Получи документы

Спортивно-интеллектуальные игры — как средство физического развития и познания окружающего мира

Ирина Паршикова
Спортивно-интеллектуальные игры — как средство физического развития и познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

СПОРТИВНО - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ДОУ

«Учиться можно только весело… чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом…» - эти слова принадлежат французскому писателю Франсе, не специалисту в области дидактики, но с ним трудно не согласится.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются специальные программы, реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения и развития детей дошкольного возраста. Так как я работаю инструктором по ФИЗО, то, прежде всего, решаю задачи направленные на укрепление здоровья дошкольников. Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создавать благоприятные условия для физического развития и проявления интеллектуальных способностей детей, выражающих интерес к различным видам деятельности.

Публикация «Спортивно-интеллектуальные игры — как средство физического развития и познания окружающего мира» размещена в разделах

Считаю, что обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.

В последнее время педагоги и медики с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Общеизвестно, что без движения ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее происходит интеллектуальное развитие дошкольника. Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому, чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

В поисках наиболее эффективных способов решения этой проблемы обратила внимание на спортивно - интеллектуальные игры – как средство физического развития и познания окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста.

Я пришла к выводу, что необходимо нестандартно подходить к решению этого вопроса. Интеллектуально – спортивная игра – является прекрасным средством развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого ребенка. Позволяет превратить серьезную познавательную деятельность в увлекательное состязание, в праздник. Дает возможность раскрыться талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, творчество имеют первостепенное значение, а также продемонстрировать свои двигательные умения, умение работать в команде.

Для реализации этой идеи, была поставлены следующие

ЦЕЛИ:

1. Формирование полноценного развития детского интеллекта, мыслительных процессов, познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе проведения спортивно – интеллектуальных игр.

2. Воспитание чувства сопричастности и гордости за общее дело, за себя и свою группу. Сплочение детей, педагогов и родителей.

Исходя из поставленных целей, были разработаны следующие

задачи.

1. Развивать творчество и инициативу, контроль над своими действиями в соответствии с правилами, уверенное выполнение физических упражнений, развитие памяти, внимания, воображения, проявление выдержки и настойчивости в поиске решений.

2. Поднимать жизненный тонус ребенка, создавать бодрое настроение.

3. Побуждать проявлять находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в команде, вносить свою долю усилий в общее дело.

4. Учить детей строить отношения, контролировать свои поступки и соотносить их с основными жизненными ценностями.

5. Обеспечить высокий уровень двигательной активности дошкольников.

6. Воспитывать интерес к спортивно – интеллектуальным играм.

7. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей здоровыми.

Во время подготовки и проведения интеллектуально – спортивных игр мы руководствуемся следующими

принципами:

1. Доступность, соответствие возрастным особенностям;

2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений;

3. Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития интеллектуальных и двигательных способностей дошкольников;

4. Личностно – ориентированный подход к детям;

5. Изучение интересов и потребностей детей;

6. Практическое взаимодействие детей, педагогов и родителей;

7. Творческий подход в решении проблемы.

В соответствии с разработанными принципами данная игра должна быть экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. Игра строится на представлениях, знаниях и умениях детей, которые у них уже имеются. Сюжет игры строится так, чтобы вовлечь детей в происходящее, превратить в активных участников, и, конечно же, получить признания своих достижений. Педагогически ценным становится объединение интеллектуальных усилий, двигательных умений, совместное выполнение замысловатого задания, создание радостной атмосферы ожидания. Поэтому следует придерживаться определенных требований для организации данных игр.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:

• Игра должна содействовать сплочению коллектива

(дети, педагоги и родители)

• Иметь познавательное и оздоровительное значение

• Активизировать общественную деятельность детей

• Обеспечивать мыслительную и двигательную активность участников игры

• Создавать условия для признания достижений детей и использование талантов детей, родителей и педагогов;

• Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей,

как можно больше действующих лиц!»

Для нашего ДОУ проведение интеллектуально – спортивных игр – это не рядовое событие и ему мы придаем особый статус, особую ценность.

Процесс организации обычно включает в себя три этапа.

ЭТАПЫ:

Организационный

Предварительного поиска

Результативный

Каждая игра требует серьезной подготовки. Прежде всего, необходима согласованная и хорошо организованная деятельность взрослых.

На организационном этапе проводится подбор необходимого материала, физкультурного оборудования, подготовка общего плана игры, назначение руководителя и распределение функций ответственных за проведение игры, изготовление подарков, сюрпризов, подготовка помещения или места, где будет проводиться игра.

Этап предварительного поиска требует времени для чтения необходимой литературы, рассматривания иллюстраций, для изготовления украшений, атрибутов. Основная работа на этом этапе состоит в сборе предварительной информации о знаниях детей и их двигательных умениях.

Третий этап является этапом оценки результативности. На данном этапе проводится спортивно – интеллектуальная игра, где все объединяется в единое интересное действие, осуществляется план игры, а вся предшествующая работа

служит фундаментом.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНО - ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫХ

ИГР[/h4]

Наглядные, словесные, практические

Игровые (игры – эксперименты, игры связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условными знаками, сигналами и др.)

Информационно – компьютерные технологии (мультимедийные презентации, просмотр видеоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов)

приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования

метод проектирования физкультурно-игровой среды

Работая над игровыми проектами, мы применяем различные методы и приемы. Игра является «действом» полным сюрпризов, неожиданностей. Предполагаемый сценарий игры – это только ориентир. Его можно сократить, изменить некоторые задания в соответствии с возможностями детей. Хотелось бы отметить, что такие игры строятся на представлениях и знаниях детей, на их умениях, на том понятийном багаже, который у них есть.

Спортивно – интеллектуальные игры у нас в детском саду проводятся три раз в год (осенью, зимой и летом). Сами по себе игры длятся от 30 до 45 минут. Игры такого плана захватывают детей и на некоторое время они переносятся в условия группы или семьи. В этом случае педагогам и родителям, остается только поощрять идею, и, подключаясь к игре, делать все, чтобы поддерживать творческий огонек.

РАЗРАБОТАННЫЕ И ПРОВЕДЕННЫЕ В МАДОУ №31 СПОРТИВНО –ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

«СПАРТАКИАДА»

«ФОРД БОЯРД»

«ПРОДЕЛКИ ПИРАТОВ»

«В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

«ПО СКАЗОЧНОЙ ТРОПЕ»

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

«КОНКУРС МУДРЕЦОВ»

«ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ»

«ОХОТНИКИ И ПРИВЕДЕНИЯ»

«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

«ПОИСК ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА»

«ИГРАЕМ В ДЖУНГЛИ»

«С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДЕТСКИЙ САД!»

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ НЕХОЧУХ»

«НАВСТРЕЧУ ШУТКАМ»

«СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ»

«ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС»

«ИЩЕМ КЛАД»

«НЕПОБЕДИМОЕ ПЛЕМЯ ДРУНГОВ»

«ЦАРСТВО ВОДЫ»

«ЗАРНИЧКА»

«СИРЕНЬ - 45 ГОДА»

«НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ»

Разработанные игры направлены на сплоченность детей, педагогов, родителей. Они порождают чувства сопричастности и гордости за общее дело, за себя и за свою группу. Так, например, к проведению игры «Спартакиада» готовились долго. Каждый участник, будь- то ребенок, педагог или родитель получил колоссальную возможность для самовыражения. Дети вместе со взрослыми буквально погрузились в спортивную тематику. Знакомились с различными видами спорта, со спортивной символикой, с историей возникновения олимпиады, спартакиады. С этой целью проводились беседы, чтение литературы, просмотр видеоматериалов и т. д. Дети приняли участие в изготовлении атрибутов, флажков для украшения спортивной площадки, флага и эмблемы нашего ДОУ. Я как инструктор по ФИЗО была назначена руководителем игры. Воспитатели выполняли функцию тренеров. Музыкальные руководители стали художественными руководителями. Родители изготовляли костюмы, готовили призы и т. д.

Поднятие флага, шествие команд, выступление гостей праздника, концертная программа, соревнования, веселые эстафеты для сотрудников ДОУ, закрытие игр, награждение чемпионов – это общий план игры. Осуществление этого плана сделало игру очень похожей на реальное событие, на настоящую жизнь взрослых людей и надолго запомнилась детям.

Не менее интересно была проведена военно - спортивная игра «Зарничка», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Длительная и тщательная подготовка к этому мероприятию сплотила детей, педагогов, родителей. В ДОУ был создан штаб по подготовке и проведению военно - спортивной игры с определением функций каждого члена штаба. Начальником штаба была назначена я. Были сформированы отряды из детей подготовительных групп, с назначением командиров, знаменосцев, снайперов, саперов, медицинских сестер, разведчиков, связистов. Дети старшей группы играли роль журналистов, фоторепортеров.

Педагоги изготовили плакаты, оформили информационный стенд, фотовыставку, пригласительные билеты. Вместе с детьми смастерили поделки для оформления планеты Детства.

В ходе подготовки к игре в течение двух недель дети готовились, маршировали, пели военные песни, учились метко попадать по мишени, рисовали и читали о войне, о военных профессиях.

Родители приготовили необходимые атрибуты к этой игре: пилотки, флаги и др.

Цели проведения этой игры весьма злободневны. В первую очередь,

это патриотическое воспитание дошкольников, возрождение и повышение

престижа военной службы, воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, ознакомление с историей военных событий и подвигом защитников Отечества, пропаганда здорового образа жизни.

Не менее интересно прошли и другие игры, которые ребята запомнили надолго.

Опыт показал, что проведение таких игр – дело не простое, каким кажется сначала. Очень важно создать игровую развивающую среду, а также использовать нетрадиционное оборудование.

Итак, индикатором успешности проведения спортивно – интеллектуальных игр можно считать следующие критерии:

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

• Высокая двигательная и познавательная активность дошкольников

• Коммуникативная компетентность

• Осознание обсуждения результатов поисковой и исследовательской деятельности в ходе игры

• Способность к рефлексии по поводу полученной информации

• Актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций, самооценка полученных результатов

• Уверенное выполнение физических упражнений, развитие памяти и внимания, проявление выдержки и настойчивости

• Использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях

Внедряя в работу ДОУ спортивно – интеллектуальные игры, я убедилась в их огромной ценности. Систематическое проведение игр позволило достичь

хороших результатов в усвоении детьми реализуемой в ДОУ программы.

Показателем результативности явился высокий уровень физического развития и познавательной деятельности.

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.

Интеллектуальная игра «Знайка!»Интеллектуальная игра «Знайка!» ИГРА "ГЕОКОНТ" (игры Воскобовича) - рисовать цветными резинками, дело не простое. ЗАДАНИЕ: прочитать по заданному ключу. Здорово читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спортивно-интеллектуальные игры — как средство физического развития и познания окружающего мира
Опубликовано: 29 сентября 2012 в 15:24
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Спортивно-интеллектуальные игры — как средство физического развития и познания окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Паршикова (УИ 18848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД