Лучший педагог года

Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста

Алия Гурьянова
Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Оно одновременно способствует развитию интеллекта, творческих способностей и высших эмоций ребенка.

Публикация «Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

В связи с этой потребностью общества в системе дошкольного образования были проведены существенные изменения.

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста».

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности….» (Федеральный закон от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Нормативно- правовыми документами федерального уровня последних лет, а именно: «Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации» от 01.01. 2014 года определены основные принципы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях

В результатах:

полноценное развитие личности детей, в том числе и в сфере развития речевого творчества;

развитие интонационной культуры речи;

формирование общей культуры личности детей, развитие их интеллектуальных качеств, самостоятельности и речевой активности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

В процессе:

использование в работе с детьми по развитию речевого творчества форм и методов работы, соответствующих их возрастным особенностям;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, в том числе, речевом творчестве;

вовлекать родителей (законных представителей) ребенка в процесс развития самостоятельности и творческих способностей по изобразительной деятельности;

В условиях:

оснащенность ДОО современными средствами ИКТ, а так же квалифицированными кадрами, умеющими применять эти технологии для развития речевого творчества у детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития речевого творчества у детей

Однако, в результате анализа практической деятельности выявлен ряд недостатков.

В результатах:

ребенок не умеет применять в речи слова с противоположным значением, со сходным значением;

ребенок не умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

дети не умеют составлять небольшие творческие рассказы на предложенную тему;

ребенок недостаточно умеет пользоваться интонационными средствами выразительности речи;

В процессе:

применение методов и приемов в работе по развитию речевого творчества без учета возрастных и психологических особенностей детей;

недостаточное использование педагогами современных образовательных технологий в процессе работы по развитию речевого творчества;

неготовность педагогических кадров к работе со средствами ИКТ, мультимедийными и интерактивными средствами применительно к развитию речевого творчества у дошкольников;

отсутствие системности в работе педагогов по развитию речевого творчества;

В условиях:

недостаточная материальная база и методическая оснащенность ДОО в работе по развитию речевого творчества;

отсутствие контакта с родителями в процессе работы над развитием речевого творчества

недостаточное использование педагогами инновационных технологий в развитии речевого творчества у дошкольников.

Исходя из вышеизложенного анализа, можно отметить противоречия: с одной стороны – потребность общества в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, требования государственных образовательных стандартов в преобразовании образовательной деятельности и желания родителей видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, а с другой стороны - недостаточность условий для реализации работы по развитию речевого творчества.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основании проведенного анализа формулируем профессиональную проблему: средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время в системе образования реализуются новые ФГОС ДО. Одним из основных направлений является познавательно-речевое.

Требования Стандарта к результатам освоения детьми основной образовательной программы представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования и представлены как целевые ориентиры образования. В решении профессиональной проблемы средств развития у детей дошкольного возраста речевого творчества необходимо стремиться новым образовательным результатам.

Для достижения новых образовательных результатов необходимо изменить содержание образовательного процесса.

Внедрение новейших средств воспитания и обучения в работу по развитию самостоятельной творческой деятельности дошкольников в процессе речевого развития позволит более наглядно проводить образовательную деятельность: показать фрагмент из мультфильма, на интерактивной доске провести дидактическую игру с движением картинок. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дает возможность подбирать им задания соответственно возрасту и интересам, не допускается «искусственного ускорения и искусственного замедления развития ребенка

Контролировать результативность образовательного процесса необходимо с помощью педагогической диагностики.

Результаты диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализация образования;

оптимизации работы с группой детей.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Для достижения детьми новых образовательных результатов в развитии речевого творчества необходимы определенные преобразования (изменения) ряда условий:

Педагогических: квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностных руководителей, специалистов и служащих; педагогическим кадрам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, организовывать доступную предметно- развивающую среду для развития у детей и реализации их творческих способностей в речевом развитии; проводить активную просветительскую работу среди родителей с целью разъяснения значимости использования различных средств развития речевого творчества у детей.

Необходимо наличие научно-методической базы по использованию разнообразных средств развития речевого творчества у детей в ДОО.

Материально-техническое оснащение, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития речевого творчества у детей.

Нормативно- правовые условия регулируются федеральными и региональными документами, которые определяют организацию и осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации и другие положения, определяющие средства развития речевого творчества у дошкольников.

Информационные условия для развития речевого творчества у дошкольников представлены современными информационными компьютерными технологиями, которые можно использовать для демонстрации наглядного материала по развитию речевого творчества, дидактических игр, сопровождения образовательного процесса; и которыми должны овладеть педагогические работники, чтобы квалифицированно применять их в образовательной деятельности по развитию речи с детьми.

Организационные условия: взаимодействие между специалистами ДОО, сопутствующих организаций (детских библиотек, театральных кружков, студий детского творчества и т. д.); так же необходимо вовлечение родителей в процесс развития у детей речевого творчества.

Итак, на основании вышеизложенных фактов, можно убедиться, что процесс работы по применению различных средств развития речевого творчества у дошкольников в ДОО нуждается в преобразовании для наиболее успешного развития самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста в этом виде деятельности.

Публикации по теме:

Формирование уважительного отношения к труду взрослых и его результатам у детей старшего дошкольного возраста (часть 1) часть 2 I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ. I. Работа с детьми Коррекционно-развивающее направление, диагностическое направление. 1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 августа 2014 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД