Алия Гурьянова
Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Оно одновременно способствует развитию интеллекта, творческих способностей и высших эмоций ребенка.
Публикация «Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
В связи с этой потребностью общества в системе дошкольного образования были проведены существенные изменения.
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста».
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности….» (Федеральный закон от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Нормативно- правовыми документами федерального уровня последних лет, а именно: «Федеральными государственными образовательными стандартами Российской Федерации» от 01.01. 2014 года определены основные принципы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях
В результатах:
полноценное развитие личности детей, в том числе и в сфере развития речевого творчества;
развитие интонационной культуры речи;
формирование общей культуры личности детей, развитие их интеллектуальных качеств, самостоятельности и речевой активности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
В процессе:
использование в работе с детьми по развитию речевого творчества форм и методов работы, соответствующих их возрастным особенностям;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, в том числе, речевом творчестве;
вовлекать родителей (законных представителей) ребенка в процесс развития самостоятельности и творческих способностей по изобразительной деятельности;
В условиях:
оснащенность ДОО современными средствами ИКТ, а так же квалифицированными кадрами, умеющими применять эти технологии для развития речевого творчества у детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития речевого творчества у детей
Однако, в результате анализа практической деятельности выявлен ряд недостатков.
В результатах:
ребенок не умеет применять в речи слова с противоположным значением, со сходным значением;
ребенок не умеет составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
дети не умеют составлять небольшие творческие рассказы на предложенную тему;
ребенок недостаточно умеет пользоваться интонационными средствами выразительности речи;
В процессе:
применение методов и приемов в работе по развитию речевого творчества без учета возрастных и психологических особенностей детей;
недостаточное использование педагогами современных образовательных технологий в процессе работы по развитию речевого творчества;
неготовность педагогических кадров к работе со средствами ИКТ, мультимедийными и интерактивными средствами применительно к развитию речевого творчества у дошкольников;
отсутствие системности в работе педагогов по развитию речевого творчества;
В условиях:
недостаточная материальная база и методическая оснащенность ДОО в работе по развитию речевого творчества;
отсутствие контакта с родителями в процессе работы над развитием речевого творчества
недостаточное использование педагогами инновационных технологий в развитии речевого творчества у дошкольников.
Исходя из вышеизложенного анализа, можно отметить противоречия: с одной стороны – потребность общества в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, требования государственных образовательных стандартов в преобразовании образовательной деятельности и желания родителей видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, а с другой стороны - недостаточность условий для реализации работы по развитию речевого творчества.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основании проведенного анализа формулируем профессиональную проблему: средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В настоящее время в системе образования реализуются новые ФГОС ДО. Одним из основных направлений является познавательно-речевое.
Требования Стандарта к результатам освоения детьми основной образовательной программы представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования и представлены как целевые ориентиры образования. В решении профессиональной проблемы средств развития у детей дошкольного возраста речевого творчества необходимо стремиться новым образовательным результатам.
Для достижения новых образовательных результатов необходимо изменить содержание образовательного процесса.
Внедрение новейших средств воспитания и обучения в работу по развитию самостоятельной творческой деятельности дошкольников в процессе речевого развития позволит более наглядно проводить образовательную деятельность: показать фрагмент из мультфильма, на интерактивной доске провести дидактическую игру с движением картинок. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дает возможность подбирать им задания соответственно возрасту и интересам, не допускается «искусственного ускорения и искусственного замедления развития ребенка
Контролировать результативность образовательного процесса необходимо с помощью педагогической диагностики.
Результаты диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализация образования;
оптимизации работы с группой детей.
4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
Для достижения детьми новых образовательных результатов в развитии речевого творчества необходимы определенные преобразования (изменения) ряда условий:
Педагогических: квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностных руководителей, специалистов и служащих; педагогическим кадрам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, организовывать доступную предметно- развивающую среду для развития у детей и реализации их творческих способностей в речевом развитии; проводить активную просветительскую работу среди родителей с целью разъяснения значимости использования различных средств развития речевого творчества у детей.
Необходимо наличие научно-методической базы по использованию разнообразных средств развития речевого творчества у детей в ДОО.
Материально-техническое оснащение, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития речевого творчества у детей.
Нормативно- правовые условия регулируются федеральными и региональными документами, которые определяют организацию и осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации и другие положения, определяющие средства развития речевого творчества у дошкольников.
Информационные условия для развития речевого творчества у дошкольников представлены современными информационными компьютерными технологиями, которые можно использовать для демонстрации наглядного материала по развитию речевого творчества, дидактических игр, сопровождения образовательного процесса; и которыми должны овладеть педагогические работники, чтобы квалифицированно применять их в образовательной деятельности по развитию речи с детьми.
Организационные условия: взаимодействие между специалистами ДОО, сопутствующих организаций (детских библиотек, театральных кружков, студий детского творчества и т. д.); так же необходимо вовлечение родителей в процесс развития у детей речевого творчества.
Итак, на основании вышеизложенных фактов, можно убедиться, что процесс работы по применению различных средств развития речевого творчества у дошкольников в ДОО нуждается в преобразовании для наиболее успешного развития самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста в этом виде деятельности.