Папки-передвижки

Конспект занятия «Старинные мордовские музыкальные инструменты»

екатерина бормаченкова
Конспект занятия «Старинные мордовские музыкальные инструменты»

Тема: Мордовские народные инструменты

Цели и задачи:

Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.

Публикация «Конспект занятия „Старинные мордовские музыкальные инструменты“» размещена в разделах

Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.

Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

1. Ход занятия :

МУЗ. РУК - Добрый день, ребята и уважаемые родители!

Ответ детей и родителей: Здравствуйте!

МУЗ. РУК - Я очень рада вас видеть на своем занятии! Прежде чем приступить, давайте с вами распоемся.

Упражнение -приветствие «Мы начнем» Кислициной Е. В.

1. МУЗ. РУК (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: пружинка

2. МУЗ. РУК (стоя на месте)

Мы по кругу все пойдем,

Заниматься мы начнем.

Мы начнем?

Дети:

Мы начнем

И по кругу все пойдем.

Проигрыш: идем хороводом, держась за руки.

3. МУЗ. РУК: Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнем?

Дети:

Да,начнем!

И покружимся вдвоем.

Проигрыш: Кружатся парами.

4. МУЗ. РУК Вот поехал паровоз

Он вагончики повез,

Что повез?

Дети:

Что повез?

Он вагончики повез.

Проигрыш: паровозик едет (парами друг за другом)

5. МУЗ. РУК:

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: идем на стульчики

МУЗ. РУК - Ребята, в какой стране мы с вами живем?

- А как называется Республика, в которой мы проживаем?

- Правильно, ребята. Мордовия – наша малая Родина! Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. Мы должны гордиться своей Родиной, любить её, знать её историю и культуру. И на сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с музыкальной культурой нашей республики Мордовии.

2. Основная часть

МУЗ. РУК - В старину мордва (мокшане и эрзяне) любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная песня звучала везде – во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздников. У мордовского народа их множество. А связаны они, в основном, с земледельческим календарем. Мокша и эрзя народ трудолюбивый, любящий землю-кормилицу, поэтому часто обращался к природным стихиям с молениями, просьбами о хорошей погоде. Сейчас я предлагаю вам послушать эрзянскую народную весеннюю песню «Масторавась лужакадсь».

Слушание песни «Масторавась лужакадсь».

МУЗ. РУК - Так как не все из нас понимают эрзянский язык, на котором написана данная песня, я расскажу, о чем в ней поется. В этой песне говорится о том, что Мать-земля запричитала, заплакала, т. к. сначала бог солнца и богиня ветра обожгли ее и накалили, но потом пошел дождь полил, намочил её и она благодарна.

И для того, чтобы погоды была благосклонна к земле и был хороший урожай, мордовский народ проводил разный обряд и кричал заклички. Сейчас нам ___ прочитает мордовскую весеннюю закличку.

Тунда, тунда, сак, сак! – Весна, весна, приди.

Теле, теле, тук, тук! – Зима, зима, уходи.

Лембе пизем кант! – Теплый дождь нам принеси.

Сери сёрот макст! – Высокою пшеницу вырасти.

МУЗ. РУК - Ребята, сейчас мы с вами прослушали песню – закличку, мелодия у нее медленная, напевная. Скажите, а кого называют композитором?

ДЕТИ - (сочинитель музыки)

МУЗ. РУК - Есть такое высказывании композитор – это народ.

МУЗ. РУК - Как это понимать?

ДЕТИ (или родители скажут из зала) - Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.

МУЗ. РУК - Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов. Какие народные инструменты вы знаете?

МУЗ. РУК - Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.

(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)

МУЗ. РУК - Вам понравилась, ребята, музыка? Давайте мы с вами покажем нашим родителям, как вы научились играть на музыкальных инструментах и заодно научим их.

- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки.

Исполнители готовы?

В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).

МУЗ. РУК Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!

МУЗ. РУК - А взгляните теперь на наши родителей! Как они будут музицировать.

Родители играют на музыкальных инструментах.

МУЗ. РУК - Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская музыка объединяла нас, помогала нам творить. Я, надеюсь, что вам на уроке понравилось, и вы продолжите знакомство с мордовской музыкой!

Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты»Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты» Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить без игрушек. Игра для ребенка - это основное средство для познания.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты» Цель: Расширять представления старших дошкольников о музыкальных инструментах. Задачи: Продолжать знакомить с гармошкой, балалайкой, барабаном,.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты»Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Музыкальные инструменты для проведения занятияМузыкальные инструменты для проведения занятия Для проведения интересного музыкального занятия у меня под рукой есть различные инструменты (и не только музыкальные). Это деревянные.

Музыкальные инструменты своими рукамиМузыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Музыкальные инструменты в детском садуМузыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Старинные мордовские музыкальные инструменты»
Опубликовано: 18 августа 2022 в 13:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД