Елена Лущенко
И снова о сенсорном воспитании…
▼ Скачать + Заказать документы
И снова о сенсорном воспитании….
Лущенко Е. Н.,
воспитатель МАДОУ МО № 113г Краснодара
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «И снова о сенсорном воспитании…» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка, и для его социализации в целом.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок рисует, лепит, занимается конструированием, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Важнее иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств предметов.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания отечественных психологов и педагогов.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо в первую очередь для успешной социализации. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка «сенсорной культурой».
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870–1952, первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.
Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения по Монтессори – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, – пишет Монтессори, – и составляют мышление и, вместе с тем, и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т. е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкой отполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками». Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.
Очень многие пособия, разработанные М. Монтессори, адаптированы и усовершенствованы для применения в отечественных детских садах. В методических пособиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгер, В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, которые много лет были настольной книгой воспитателей, даны рекомендации по сенсорному воспитанию дошкольников.
Но, несмотря на достаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы сенсорного воспитания, она продолжает оставаться актуальной. К сожалению, проблему усугубляют условия, в которых растет ребенок дома: ограниченная площадь манежа, не позволяющая ребенку активно двигаться, однообразные (в основном пластиковые китайские) игрушки, непонимание родителями значимости действий ребенка с разнообразными предметами окружающего мира. Поэтому, поступая в детский сад, ребенок совсем не знаком с большинством предметов и явлений. При этом, некоторые дети с желанием принимают помощь взрослого при обследовании предметов, но большинство предпочитает действовать по принципу «Я сам».
И вот здесь опять оказался актуальным метод самовоспитания ребёнка в организованной педагогом обстановке, разработанный Монтессори.
Дидактические материалы по сенсорному воспитанию, которые находятся в группе, можно разделить на 2 вида:
1) Материалы практической жизни, которые учат ребёнка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающем мире (умывальные и постельные принадлежности, посуда, мебель, салфетки, туалетная бумага и др)
2) Игрушки и пособия, которые развивают органы чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и т. д.
3) Материалы для элементарного экспериментирования (песок, камешки, шишки, пробки, прищепки, пластиковые флаконы, бутылочки, баночки, коробочки разной формы и разного размера)
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Чтобы сделать процесс познания радостным, необходимо создать ребенку ситуацию психологического комфорта. В контексте метода М. Монтессори психологический комфорт наступает тогда, когда ребенок реализует свою потребность в активном самостоятельном познании мира. Мы видим своей главной задачей создание индивидуального поля развития каждому ребенку.
«Не помогай ребенку – не мешай», - вот тот девиз, который мы вместе с родителями наших воспитанников стараемся воплотить в жизнь.
Используемая литература
1) Дошкольное воспитание. Журнал: Дошкольное воспитание-1994-№10
2) Монтессори – материал, (часть1) Школа для малышей. М. Буторина, Е. Хилтунен. М. : изд. "Мастер", 1992
3) Дошкольное воспитание. Журнал: Дошкольное воспитание-1994-№4
4) Система сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Автор. Журнал: Дошкольное воспитание-2000-№12